• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Введение в исследования медиа

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Эта дисциплина формирует целостное представление о медиаисследованиях как самостоятельной области знаний в контексте современного состояния науки. Студенты получат общее понимание предмета медиаисследований, различных медиафеноменов и коммуникационных процессов, рассматриваемых в междисциплинарной перспективе. Кроме того, в рамках курса будут затронуты вопросы научного исследования как особой формы познавательной деятельности, а также науки как социального института.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о междисциплинарном характере медиаисследований и их связи с производством медиаконтента.
  • Развитие навыков самостоятельного и критического мышления, способностей к научной дискуссии как письменной, так и публичной.
  • Подготовка студентов к дальнейшему профессиональному развитию в академической, исследовательской или производственной сферах медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет содержание технологического и интеллектуального аспектов медиапроизводства.
  • Критически оценивает результаты собственной творческой, научной, профессиональной деятельности.
  • Формулирует актуальные научные проблемы и направления исследований в области медиа.
  • Проводит критический анализ источников.
  • Применяет принципы академической, научной этики в проведении исследований и коммуникации с коллегами.
  • Знает особенности научных и научно-популярных мероприятий (конференций, ридинг-групп, научных семинаров).
  • Владеет навыками устной и письменной аргументации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. От идеи к упаковке: теоретический фундамент медиапроизводства. (Модуль 1)
  • Тема 2. Институционализация медиаисследований в России. (Модуль 1)
  • Тема 3. Краткое введение в теорию информации. (Модуль 1).
  • Тема 4. Современное пространство медиа и коммуникаций. (Модуль 1)
  • Тема 5. Критические и не-критические подходы в исследованиях медиа. (Модуль 1)
  • Тема 6. Я-исследователь медиа: куда дальше? (Модуль 1)
  • Тема 1. Медиа как междисциплинарный феномен. (Модуль 2)
  • Тема 2. Неочевидная проблематика медиаисследований: вызовы для теоретиков и практиков. (Модуль 2)
  • Тема 3. Особенности научной культуры. (Модуль 2)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Данный критерий входит в расчет итоговой оценки с коэффициентом веса, установленным в формуле.
  • неблокирующий Задание на семинаре
    В процессе освоения курса студент выполняет задания на семинарских занятиях, некоторые из которых предполагают частичное самостоятельное выполнение (подготовка вне аудитории). Выполнение задания предполагает обязательное очное присутствие студента. За выполненные задания студент получает от 0 до 10 баллов, где 0 – студент не приступил к выполнению задания (например, не предоставил письменную работу, отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило); и 10 – студент не только принимал активное участие в выполнении задания, и предоставил решение соответствующее в полном объеме всем обязательным условиям, но и продемонстрировал оригинальный подход, выбор и пользу которого может четко и ясно аргументировать. Также допускается: самооценивание студентами выполненных заданий, взаимное оценивание студентами результатов работы друг друга. Формат оценивания каждого отдельного задания приводится преподавателем перед началом его выполнения на соответствующем семинаре или в заключительной части лекции предшествующей семинарскому занятию.
  • неблокирующий Итоговое задание 1 модуля
  • неблокирующий Итоговое задание 2 модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Задание на семинаре + 0.3 * Итоговое задание 1 модуля + 0.3 * Итоговое задание 2 модуля + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fuchs, C. (2014). Social Media : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
  • Этика деловых отношений : учебник для вузов, Кибанов, А. Я., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Джуринский, А. Н.  История педагогики и образования. С древнейших времен до XXI века : учебник для вузов / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 575 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18261-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568834 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS

Авторы

  • Переяслов Алексей Денисович
  • Апполонова Юлия Сергеевна