Аспирантура
2025/2026





Стратегические коммуникации как исследовательская рамка
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кричевский Григорий Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина нацелена на формирование у студентов теоретических и методологических компетенций, необходимых для применения принципов стратегических коммуникаций в исследовательской деятельности. Лекционные занятия включают в себя основные актуальные теории и подходы, используемые в стратегических коммуникациях. Семинарские занятия строятся вокруг обсуждений их использования в эмпирических исследованиях и на основе индустриальных примеров из сферы коммуникационных практик и медиапотребления.
Цель освоения дисциплины
- Изучить содержание наиболее значимых теорий стратегических коммуникаций XX – первых десятилетий XXI века с учетом практики их воплощения в сфере коммуникаций и медиа.
- Рассмотреть в диахроничской оптике особенности и прикладной смысл теорий, используемых в стратегических коммуникациях.
- Научить применять теоретические и методологические знания при разработке дизайна фундаментального и прикладного исследования аспиранта.
Планируемые результаты обучения
- Умеет интерпретировать актуальные коммуникационные и медийные процессы, используя терминологический и концептуальный инструментарий современных подходов стратегических коммуникаций
- Объясняет терминологию стратегических коммуникаций применительно к современным коммуникационным и медиаисследованиям
- Знает содержание теорий и подходов стратегических коммуникаций XX–XXI века и понимает перспективы реализации в рамках актуальной парадигмы коммуникационных и медиаисследований
Содержание учебной дисциплины
- Основные теории, понятия, тематика и проблематика стратегических коммуникаций
- Перспективы применения теорий и понятий стратегических коммуникаций в индустрии коммуникаций и медиа на примере конкретных кейсов. Часть 1
- Перспективы применения теорий и понятий стратегических коммуникаций в индустрии коммуникаций и медиа на примере конкретных кейсов. Часть 2
- Прецедентные принципы использования стратегических коммуникаций в исследованиях о коммуникациях и медиа
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхОценивается активность аспирантов на семинарских занятиях, качество их работы с теоретическим материалом и источниками научной информации, включенность в дискуссии, стремление разобраться в проблеме и материале, владение терминологическим аппаратом и способность ориентироваться в обсуждаемой проблематике, подготовка сообщений и презентаций о теоретических подходах и концепциях.
- Презентация кейсаПрезентация кейса представляет собой комплексное творческо-аналитическое задание, в ходе которого студент осуществляет глубокий анализ исследуемой проблемы, систематизирует эмпирический и теоретический материал, пройденный в процессе курса, формирует структурированное описание кейса и обеспечивает его обоснованную защиту перед аудиторией. Данный элемент контроля может являться фундаментом для диссертационного исследования. При выполнении задания необходимо опираться на концепции и модели авторов, которые были изучены в ходе курса.
- Письменное заданиеДомашнее задание представляет собой письменную аналитическую работу, направленную на концептуализацию предмета кандидатской диссертации посредством применения одной или нескольких теорий и концепций стратегических коммуникаций, пройденных в ходе курса. В рамках задания студент осуществляет интерпретацию исследуемой проблемы с позиции классических и современных теоретических подходов. Цель работы – продемонстрировать глубокое понимание сущности выбранных теорий, их релевантность и перспективность для анализа предмета диссертационного исследования. Особое внимание уделяется аргументированности и логической убедительности изложения, а также соблюдению требований научного стиля.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st semester0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменное задание + 0.4 * Презентация кейса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- The theory of communicative action. Vol.1: Reason and the rationalization of society, Habermas, J., 1997
- The theory of communicative action. Vol.2: Lifeworld and system: a critique of functionalist reason, Habermas, J., 2007
- Латур, Б. (2013). Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory (translated by Irina Polonskaya) ; Пересобирая социальное. Введение в акторно-сетевую теорию (перевод И. Полонской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3D3A1EE
- Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Социальная теория) - 978-5-7598-2055-0 - Латур Б. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382750 - 382750 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Theory of communicative action. Vol. 2: Lifeworld and system: a critique of functionalist reason, Habermas, J., 2006