• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар «Расширяя границы литературоведения: экокритика и культурные исследования животных»

Статус: Курс по выбору (Филология)
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «Расширяя границы литературоведения: экокритика и культурные исследования животных», адресованной студентам бакалавриата 4 курса, обсуждаются философско-антропологический, словесно-образный и социо-идеологический аспекты литературных репрезентаций животного. В этом отношении курс соприкасается с обширной исследовательской областью animal studies, точнее с ее литературным и историческим сегментами (literary и historical animal studies). Студенты получают первоначальное представление о сложном комплексе идей и дискурсов, определявших в европейской/русской культуре представления о животном и человеке, о роли литературы в конструировании подобных представлений, о разных типах художественной концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «животность – человечность».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с идеями и дискурсами, определившими специфичные для европейской/русской культуры способы мышления о животном и человеке
  • Знакомство с наиболее репрезентативными для культурного воображения модерности, для русской и зарубежной литературы текстами о животных, культурными и социальными практиками, которые поддерживали или, напротив, проблематизировали сложившиеся структуры социального и эмоционального взаимодействия
  • Формирование представление об исторически подвижном репертуаре дискурсивных, символических и риторических способов литературной репрезентации животного
  • Развитие у студентов навыков литературоведческого и историко-культурного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знания основных этапов европейской философской рефлексии о животном, характеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XX вв. в связи с онтологическим и моральным статусом животного
  • Демонстрировать знание традиционных и новейших способов репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, представление о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), описать их параметры
  • Анализировать литературное произведение в аспекте зоопоэтики, историзуя писательский способ мышления о животном и человеке
  • Характеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX и XX вв.
  • Ориентироваться в новейшей исследовательской литературе по курсу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Животное как animal other
  • Проблема репрезентации животного в литературе и искусстве
  • Животное как инструмент моральной и социальной педагогики
  • Животное как жертва: насилие и уязвимость
  • Животные как объекты и участники научных экспериментов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов на семинарах, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и студентов.
  • неблокирующий Промежуточное эссе
    Письменная работа (примерно 500-600 слов) по вопросам, затрагивавшимся на занятиях 2-ого модуля. Тема выбирается из предложенного преподавателем перечня или самостоятельно формулируется студентом (по согласованию с преподавателем) Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов на семинарах, обсуждение текстов других участников курса, ответы на вопросы преподавателя и студентов.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа (8-10 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся на курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом темы эссе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговое эссе + 0.15 * Промежуточное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Animals and society. Vol.4: Forms of human-animal relations and animal death: the dynamics of domestication, , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Animal suffering: philosophy and culture, Aaltola, E., 2012

Авторы

  • Разувалова Анна Ивановна
  • Жиляева Виктория Артуровна