• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом” разработана для студентов творческих профессий в сфере медиа, является дисциплиной из пула по выбору "баколего"; направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов. Курс предлагает пошаговую инструкцию по юридическому сопровождению диджитал продукта (блога, канала на видеохостинге, подкаста, других медиапродуктов) на разных этапах продакшна. В процессе изучения курса студенты узнают об особенностях разных налоговых режимов (ИП, самозанятость, работа по найму); об особенностях защиты авторского контента, бренда, имени и домена; о тонкостях договорной работы в медиа; о зонах риска; по другим направлениям дистрибуции диджитал контента: защита частной жизни, право на изображение, реклама, антипиратское законодательство, троллинг, кибербуллинг и др. Курс поможет приобрести конкретные знания и навыки для организации работы с диджитал контентом в правовом поле. Для прохождения курса наличие юридического образования не обязательно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление о регулировании диджитал контента на разных уровнях: от государственного до саморегулирования, а также обучить навыкам юридического сопровождения диджитал продукта на разных этапах работы с ним: от выбора налогового режима до дистрибуции в Интернете.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает необходимую договорную схему медиабизнеса, учитывая особенности взаимодействия с контрагентами
  • Разрабатывает стратегию юридического сопровождения и защиты диджитал-продукта на базовом уровне
  • Предлагает решение типичных для медиаиндустрии правовых проблем, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете, учитывая нормы авторского и смежного с ним права
  • Классифицирует нарушения прав третьих лиц при создании и дистрибуции диджитал-продукта
  • Выбирает необходимый вид договора, в соответствии с гражданско-правовым законодательством и вносит базовые правки, исходя из данных кейса
  • Выбирает организационно-правовую форму, налоговый режим для медиапроекта, исходя из данных кейса
  • Определяет права на средства индивидуализации юридического лица, согласно гражданско-правовому законодательству РФ
  • Владеет базовыми инструментами правовой защиты бренда, доменного имени сайта
  • Выделяет особенности деятельности информационных посредников в медиа
  • Определяет основания для блокировки диджитал контента в РФ
  • Определяет юридическое значение пользовательского соглашения и иных, связанных с ним документов, для медиабизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Блогеры и инфлюенсеры: организационно-правовая форма медиапроекта, налоговые режимы, договорные схемы
  • Тема 2. Правовой статус информационных посредников: его влияние на медиабизнес
  • Тема 3. Средства индивидуализации и защита бренда диджитал контента
  • Тема 4. Авторско-правовые аспекты работы с диджитал контентом
  • Тема 5. Авторско-правовые договоры в медиабизнесе
  • Тема 6. Информационно-правовые аспекты работы с диджитал контентом
  • Тема 7. Дистрибуция в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Решение кейсов, дискуссии, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
  • неблокирующий Юридическая оценка диджитал-продукта (в группах)
    Группы студентов (до 5 человек) получают на руки задание - описание диджитал продукта Студентам будет предложено раскрыть информацию/ответить на вопросы: 1. Выявить все возможные риски для диджитал продукта на этапах запуска и сопровождения, согласно действующему законодательству 2. Описать договорную схему медиабизнеса: с кем нужны будут договоры? какие? что важно отразить? 3. Предложить возможную организационно-правовую схему и налоговый режим: что удобнее и почему? 4. Дать ответ на общий вопрос: какие рекомендации можно дать владельцу такого диджитал продукта в контексте пройденных тем по курсу? Обсуждения в группах, подготовка ответов: 60 минут Презентация ответов/презентации группы: до 10 минут Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут Оглашение оценок после всех выступлений
  • блокирующий Экзамен (письменный тест по всем темам)
    Экзаменационный тест включает в себя задания разного типа: задания с альтернативным выбором (AB), с выбором одного ответа (ОВ), с выбором нескольких ответов (МВ), на установление соответствия (УС), задания с кратким регламентированным ответом (КРО) и со свободно конструируемым ответом (СКО). Количество заданий в экзаменационном тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Работа на семинаре + 0.5 * Экзамен (письменный тест по всем темам) + 0.25 * Юридическая оценка диджитал-продукта (в группах)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535437 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Григорьев, Д. А. Законы рекламы. Право для маркетинга. Правовые основы рекламы в России и СНГ / Д. А. Григорьев. — Москва : Infotropic Media, 2017. — 284 с. — ISBN 978-5-9998-0285-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/234143 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 978­5­8354­0409­4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зверева, Е. А.  Авторское право в медиа : учебник для вузов / Е. А. Зверева, О. А. Стрыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19871-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/581022 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Зверева, Е. А. Современные практики и методы исследования медиасферы: новые медиа, социальные медиа и мультимедиа : учебно-методическое пособие / Е. А. Зверева, А. М. Шестерина, М. А. Мирошник. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2020. — 136 с. — ISBN 978-5-00078-429-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177104 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ильин, О. Ю. Актуальные вопросы российского права: защита персональных данных, антикоррупционное законодательство, правовой статус личности, противодействие терроризму и экстремистской деятельности : учебное пособие / О. Ю. Ильин. — Тверь : ТвГТУ, 2020. — 104 с. — ISBN 978-5-7995-1114-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171323 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Коршунов Н.М., Харитонова Ю.С. - Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) - 978-5-91768-601-1 - Юридическое издательство Норма - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/906576 - 906576 - ZNANIUM
  • Моргунова, Е. А. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Е. А. Моргунова, В. В. Погуляев, Н. П. Корчагина. — Москва : Юстицинформ, 2010. — 656 с. — ISBN 978-5-7205-1038-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10625 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под ред. Чучи С.Ю. - Обзор судебной практики. Авторское право. Смежные права. Товарные знаки. Выпуск 1 - 978-5-392-12145-8 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/25250 - 25250 - PROSPECT
  • Право интеллектуальной собственности : учебник / под редакцией Л. А. Новоселовой. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 3 : Средства индивидуализации — 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-8354-1420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рубцова, Н. В., Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности : монография / Н. В. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2020. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-1981-4. — URL: https://book.ru/book/934869 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Сиганьков, А. А. Моделирование бизнес-процессов: сбор пользовательских требований и поиск путей улучшения: практикум : учебное пособие / А. А. Сиганьков. — Москва : РТУ МИРЭА, 2024. — 67 с. — ISBN 978-5-7339-2205-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/420917 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Щербак, Н. В.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15929-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562533 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Щербак, Н. В.  Право интеллектуальной собственности: общее учение. Авторское право и смежные права : учебник для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15768-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565747 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Язык новых медиа / Перевод Дианы Кульчицкой - 978-5-91103-411-5 - Манович Лев - 2018 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371840 - 371840 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Баркович, А. А. Реклама в Интернете : учебное пособие для вузов / А. А. Баркович. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 212 с. — ISBN 978-5-507-49401-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/421451 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зубрилин А.А., Самойлова М.Е. - Рекомендации по обработке и созданию цифрового видео учебного назначения на видеохостинге Youtube - НИЦ ИНФРА-М - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1003692 - 1003692 - ZNANIUM
  • Пьянкова, В. Т. MASS MEDIA IN MODERN WORLD. Массмедиа в современном мире : учебно-методическое пособие / В. Т. Пьянкова, К. Н. Молчанюк. — Сочи : СГУ, 2023. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/416966 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517725 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563431 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Оразаева Дина Карасаевна