Магистратура
2025/2026




Советское кино
Статус:
Курс обязательный (Культурные исследования)
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Танис Кристина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на последовательное изучение советского кинематографа на разных этапах его развития. Предполагается рассмотрение раннего советского кино, в т.ч. в уместной теоретической перспективе, предполагающей обращение к раннесоветскому киноавангарду, затем внимание будет уделено развитию жанрового кинематографа в СССР, а также авторского кино, в его диалоге с европейской и американской кинематографической традицией.
Цель освоения дисциплины
- Изучение советского кино в исторической перспективе
- Знакомство с историографическими подходами к истории советского кино
- Расширение существующего научного знания о дисциплине
- Знакомство с основными историческими источниками по дисциплине, введение новых источников в научный оборот
Планируемые результаты обучения
- знать как был устроен кинопрокат в СССР, умеет различать государственную, профсоюзную и ведомственную киносети, понимать особенности их функционирования в условиях плановой экономики.
- Уметь ориентироваться в институциональной истории советской киноиндустрии в 1920-1980-е годы; понимать функции различных отделений Министерства кинематографии (будь то Совэкспортфильм, Главкинопрокат и др.), знать их историю и основные этапы развития на протяжении всей истории советского кино.
- Уметь ориентироваться в методологических подходах к изучению рецепции кино, знать основные типы рецепции, видеть разницу и понимать на каких источниках базируется тот или иной тип, знать практики восприятия кино в СССР в различные периоды.
- Уметь объяснить основные этапы изучения кинематографа в области Film Studies, а также понимать разницу в методологических подходах к изучению истории кино.
- Уметь собирать big data, отражающие различные аспекты советского кинопроката (от кинопрокатной сетки в тот или иной период до кассовых сборов), знать как их анализировать, учитывая контекст функционирования советской киноиндустрии, уметь вычленить зрительский спрос в условиях государственного регулирования.
Содержание учебной дисциплины
- Институциональная история советского кинопроката и кинопоказа
- Советский зритель
- Кинематограф и понятие популярности
- Советский кинопрокат (1940-1991): экономика, распространение, культурный импорт
- Советский зритель: идеологический конструкт и персональные практики восприятия
- Советская киноиндустрия: управление, идеология, производство
- Внешняя кино-политика СССР: борьба за международный рынок кинопроката в период Холодной войны
- Советский киноавангард 1920-х гг. и "лобби мастеров" в киноиндустрии
- Малокартинье в советской киноиндустрии
- Советский кинопрокат
- Советский кинозритель
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.4 * Проект + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- An everyday magic : cinema and cultural memory, Kuhn, A., 2002
- Comparing historical cinema cultures: Reflections on new cinema history and comparison with a cross-national case study on Antwerp and Rotterdam. (2019). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315666051-11
- Irina Tcherneva. (2012). « L’État de tous les spectateurs » “The State of all spectators” Thinking up the publics in the Khrushchev reforms of Soviet film distribution (1953-1968).
- Kuhn, A. (1999). Cinema-going in Britain in the 1930s: Report of a Questionnaire Survey. Historical Journal of Film, Radio & Television, 19(4), 531–543. https://doi.org/10.1080/014396899100163
- Media reception studies, Staiger, J., 2005
- Meers, P., Biltereyst, D., & Maltby, R. (2011). Explorations in New Cinema History : Approaches and Case Studies. Wiley-Blackwell.
- Tcherneva, I. (2015). Рынок против плана? Эксперименты в организации и оплате труда в советском кино (1961-1976). [Le marché contre le plan ? Expérimentations dans l’organisation du travail dans le cinéma soviétique (1965-1976)].
- The Routledge companion to new cinema history, , 2020
- Живые и мертвое : заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов, Марголит, Е. Я., 2012
- История российской кинематографии (1896-1940 гг.) : управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, кадры, Гращенкова, И. Н., 2022
- История российской кинематографии (1941 - 1968 гг.) : управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров, Фомин, В. И., 2019
- Не по плану : кинематография при Сталине, Белодубровская, М., 2020
- Социология кино, Жабский, М. И., 2020
- Телесность - Идеология - Кинематограф : визуальный канон и советская повседневность, Дашкова, Т., 2013
- Фабрика жестов, Булгакова, О., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaminskaitė - Jančorienė, L. (2014). Cinema in Soviet Lithuania: the development of the system and the shift in functions (1944–1970) ; Kinas sovietų Lietuvoje: sistemos raida ir funkcijų kaita (1944–1970 m.).