2025/2026





Логистическая поддержка интернет-торговли
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Департамент прикладной математики
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения.
В рамках дисциплины рассматриваются следующие темы:
• российский рынок розничной интернет-торговли
• специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли
• особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей
• рынок логистических услуг для интернет-торговли
• Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками
• Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговли
При изучении темы «Доставка на «последней миле» рассматриваются эвристические квазиоптимизационные методы маршрутизации, которые позволяют за сравнительно короткое время получить решение, близкое к оптимальному.
Проблемная постановка лекционной тематики позволяет применять на занятиях элементы дискуссии и экспресс-анализа. Семинарские занятия предназначены для преломления теоретических знаний, полученных в результате изучения лекционного материала и специальной литературы, на примерах конкретных практических ситуаций из опыта работы отечественных и зарубежных организаций, а также для приобретения и закрепления навыков работы в сфере логистики интернет-торговли. Семинарские занятия ведутся с использованием активных методов обучения (дискуссии, разбор практических ситуаций в мини-группах).
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения.
Планируемые результаты обучения
- Знает классификацию маркетплейсов и особенности логистической поддержки их деятельности.
- Знает понятие электронной коммерции, типы участников и основные тенденции на российском рынке розничной интернет-торговли. Понимает классификацию интернет-магазинов.
- Знаком с видами складов интернет-магазинов. Способен сформулировать требования к технологическому и подъёмно-транспортному оборудованию складов интернет-магазинов. Знаком с основными способами и особенностями доставки заказов покупателей на "последней миле". Способен разработать меры по снижению объёма возврата заказанных покупателями товаров, а также сформулировать рекомендации по повышению эффективности обработки возвратных потоков.
- Понимает особенности выполнения логистических функций в розничной интернет-торговле. Может сформулировать ключевые проблемы логистики онлайн-ритейла и охарактеризовать основные причины их возникновения.
- Понимает различия между омниканальными, мультиканальными и кроссканальными розничными сетями. Способен сформулировать требования к логистической поддержке деятельности омниканальных компаний.
- Разбирается в типах логистических услуг, предоставляемых интернет-магазинам. Знает классификацию логистических посредников, обслуживающих онлайн-ритейл.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Российский рынок розничной интернет-торговли
- Тема 2. Специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли
- Тема 3. Особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей
- Тема 4. Рынок логистических услуг для интернет-торговли
- Тема 5. Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками
- Тема 6. Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговли
Элементы контроля
- Активность на занятияхАктивность студентов на занятиях
- Домашние задания (ответы на вопросы, расчётные задания, практические ситуации)
- ЭкзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной асинхронной форме (тест) онлайн. Продолжительность экзамена - 80 мин. На экзамене используются письменные смешанные задания (открытые и закрытые вопросы).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.1 * Активность на занятиях + 0.15 * Активность на занятиях + 0.1 * Домашние задания (ответы на вопросы, расчётные задания, практические ситуации) + 0.15 * Домашние задания (ответы на вопросы, расчётные задания, практические ситуации) + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 20426 - E-commerce: Как завоевать клиента и не потерять деньги - А.Казакевич; О. Томилин - Альпина Паблишер - 9785961435887 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/20426 - Alpina
- Fernie, J., & Sparks, L. (2019). Logistics and Retail Management : Emerging Issues and New Challenges in the Retail Supply Chain (Vol. Fifth edition). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1922108
- Kusuda, Y. (2019). Buy-Online-and-Pick-up-in-Store in Omnichannel Retailing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.00822
- Mason, T., & Knights, M. (2019). Omnichannel Retail : How to Build Winning Stores in a Digital World. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092093
- Yingyan Zhao, Yihong Zhou, & Wu Deng. (2020). Innovation Mode and Optimization Strategy of B2C E-Commerce Logistics Distribution under Big Data. Sustainability, 12(3381), 3381. https://doi.org/10.3390/su12083381
- Баланов, А. Н. E-commerce. Технологии и стратегии : учебное пособие для вузов / А. Н. Баланов. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 472 с. — ISBN 978-5-507-49763-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/430130 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Дыбская В.В. - Проектирование системы распределения в логистике - 978-5-16-012614-2 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2105348 - 2105348 - ZNANIUM
- Дыбская, В. В. Логистика : учебник для вузов / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 657 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18477-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568937 (дата обращения: 04.07.2025).
- Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03586-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488942 (дата обращения: 04.07.2025).
- Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 341 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7032-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490523 (дата обращения: 04.07.2025).
- Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Berg, N., & Knights, M. (2019). Amazon : How the World’s Most Relentless Retailer Will Continue to Revolutionize Commerce (Vol. 1 Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989359
- DEAGON, B. (2018, June). Alibaba Goes Back To Brick-And-Mortar For “New Retail” Strategy. Investors Business Daily, p. 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=130008209
- Kawa, A., & Wałęsiak, M. (2019). Marketplace as a Key Actor in E-Commerce Value Networks. LogForum, 15(4), 521–529. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2019.351
- Last mile delivery by drones: an estimation of viable market potential and access to citizens across European cities. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD193577
- MING ZENG. (2018). Alibaba and the Future of Business. Harvard Business Review, 96(5), 88–96. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=131356796
- Schrotenboer, A. H., Wruck, S., Vis, I. F. A., & Roodbergen, K. J. (2019). Integration of returns and decomposition of customer orders in e-commerce warehouses. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.01794
- Sonneberg, M.-O., Leyerer, M., Kleinschmidt, A., Knigge, F., & Breitner, M. H. (2019). Autonomous Unmanned Ground Vehicles for Urban Logistics: Optimization of Last Mile Delivery Operations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.126A2718
- Yufeng Zhuang, Ningxi Zhang, Song Wang, & Yanzhu Hu. (2019). Optimal Logistics Control of an Omnichannel Supply Chain. Sustainability, (21), 6014. https://doi.org/10.3390/su11216014
- Ваш интернет - магазин от А до Я, Шиколенков, Т., 2018