Бакалавриат
2025/2026





Язык в контексте речевых нарушений и двуязычия
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предусматривает знакомство студентов с формами и характеристиками атипичной речи, ее спецификой и подходами в изучении. Рассматриваются основы клинической лингвистики и междисциплинарные подходы к речевой реабилитации в том числе билингвов.
Цель освоения дисциплины
- • ознакомить слушателей с основными формами и типами атипической речи • сформировать навыки применения навыков лингвистического анализа для задач речевой реабилитации • сформировать общее представление о причинах речевых нарушений и потенциале речевой способности билингва
Планируемые результаты обучения
- Студент умеет ориентироваться в актуальных проблемах изучения атипичной речи и речевых механизмов, лежащих в основе билингвальной языковой личности
- Студент демонстрирует навыки практического анализа видов и типов речевых нарушений
- Студент демонстрирует навыки лингвистического аннотирования атипичного речевого сигнала
- Студент владеет навыками разработки и проведения экспериментов, направленных на изучение специфики функционирования речевой способности билингва
Содержание учебной дисциплины
- Типичная и атипичная речь: где проходит граница?
- Афазии
- Фонационные нарушения
- Расстройства письменной речи
- Речевое недоразвитие
- Атипичная речь как следствие когнитивных и психических нарушений
- Билингвизм: типы и основные характеристики
Элементы контроля
- Аудиторная работаНа семинарах студенты обсуждают научные и научно- популярные тексты, а также лингвистические ресурсы и результаты практических заданий, выдававшихся в качестве домашних заданий. Список вопросов и заданий к семинару предоставляется –не менее чем за 3 дня до семинара.
- Групповой проект-
- Домашние заданияПосле семинара студенты в письменном виде сдают одно из семинарских заданий, обозначенное преподавателем.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Домашние задания + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики : сборник научных трудов / Т. В. Ахутина. — Москва : Языки славянских культур, 2014. — 424 с. — ISBN 978-5-9905856-8-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511849 (дата обращения: 04.07.2025).