Магистратура
2025/2026





Особенности правового регулирования в сфере теле- и радиовещания
Статус:
Курс по выбору (Публичное право)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Якимовская Наталья Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина по выбору «Особенности правового регулирования в сфере теле- и радиовещания» посвящена изучению правовых основ функционирования электронных средств массовой информации, таких как телевидение и радио. В рамках курса рассматриваются вопросы лицензирования телерадиовещательной деятельности, оборота прав на распространение контента, регулирования рекламы, особенности защиты интеллектуальных прав организаций эфирного и кабельного вещания, а также правовые аспекты вещания в условиях цифровизации, в том числе в интернете. Изучаются особенности государственного, коммерческого и общественного (публично-правового) вещания. Особое внимание уделяется анализу российского законодательства и международных стандартов в регулировании данной сферы.
Цель освоения дисциплины
- Дать магистрантам комплексное представление об особенностях правового регулирования телерадиокомпаний; посредством практических занятий на семинарах подготовить специалистов по медиаправу для работы в телерадиокомпаниях.
Планируемые результаты обучения
- Уверенно перечисляет нормативно-правовые акты, регулирующие основы российского телерадиовещания
- Анализирует российское законодательство и международные стандарты в регулировании телерадиовещания
- Выбирает оптимальную организационно-правовую форму для медиа, исходя из данных кейса
- Собирает необходимый пакет документов для регистрации теле- или радиопрограммы, теле- или радиокана
- Собирает необходимый пакет документов для лицензирования вещания
- Собирает необходимый пакет документов для лицензирования деятельности в области оказания услуг связи
- Ориентируется в полномочиях Федеральной конкурсной комиссии
- Знает правовые аспекты радио- и телевещания в сети Интернет
- Называет особенности реализации интеллектуальных прав на радио и телевидении
- Вырабатывает правовые позиции, позволяющие не допустить предъявление к телерадиокомпании претензий в части злоупотребления свободой массовой информации
- Готовит необходимую правовую базу для телерадиокомпании, учитывая требования законодательства о рекламе
- Свободно владеет правовой базой, регулирующей деятельность телерадиокомпании в период избирательной кампании
- Разрабатывает комплексную стратегию юридического сопровождения и защиты законных интересов телерадиокомпании на базовом уровне
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История телерадиовещания в СССР и России.
- Тема 2. Определение основных понятий в сфере телерадиовещания.
- Тема 3. Особенности регистрации теле- и радиоканалов и программ в качестве СМИ.
- Тема 4. Особенности лицензирования телерадиовещания.
- Тема 5. Освещение предвыборной кампании в теле- и радиоэфире.
- Тема 6. Особенности реализации интеллектуальных прав в сфере телерадиовещания.
- Тема 7. Защита чести, достоинства и деловой репутации в практике телерадиокомпаний
- Тема 8. Правовые аспекты исследования аудитории теле- и радиоканалов
- Тема 9. Использование персональных данных в эфире и вне его.
- Тема 10. Правовое регулирование рекламы на телевидении и радио
- Тема 11. Особенности трудовых отношений в телерадиокомпании
- Тема 12. Формальные требования для телерадиокомпаний и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Элементы контроля
- Посещение лекций
- Присутствие на семинарах
- Активность на семинарах
- Доклад (эссе)Требования: - объем в пределах 2000-5000 слов; - результат оригинальности при проверке в системе «Антиплагиат» не менее 80%; - глубина и логичность раскрытия темы; - аргументированность выводов; - самостоятельность анализа, наличие собственной позиции по избранной теме; - широкое и адекватное использование нормативных правовых актов, наличие ссылок на конкретные правовые нормы; - юридический анализ не менее пяти кейсов из отечественной и (или) зарубежной правоприменительной практики, наличие ссылок на источники; - широкое использование научной литературы по теме, в том числе на иностранных языках (не менее десяти источников), наличие ссылок на источники; - академический стиль изложения, правильное оформление ссылок; - наличие компьютерной презентации.
- Научное достижение
- Устный опрос
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Доклад (эссе) + 0.1 * Научное достижение + 0.05 * Посещение лекций + 0.05 * Присутствие на семинарах + 0.3 * Устный опрос
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Баранова, Е. А. Медиаменеджмент. Теория и практика : учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18302-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534744 (дата обращения: 04.07.2025).
- Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент : учебник для вузов / Б. З. Зельдович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11729-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542662 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента : учебное пособие / Н. Б. Кириллова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-2639-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102610 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Медиаменеджмент : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Депцова, С. А. Нечитайло, А. А. Гнутова [и др.]. — Самара : Самарский университет, 2022. — 78 с. — ISBN 978-5-7883-1783-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/336479 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.