2025/2026





Лингвистический подход в преподавании орфографии и пунктуации
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Аристова Мария Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
В основе этого курса лежит идея представления об орфографии и пунктуации как о системах, строящихся на понятных и четких принципах, с описанной аксиоматикой, с правилами, которые выводятся при исследовании данных на уровне синхронии и диахронии. В рамках этой дисциплины студенты, чтобы лучше понять, как устроены механизмы освоения практической грамотности, познакомятся с историей орфографии и пунктуации в русском языке, сравнят принципы русской пунктуации и пунктуации других языков, изучат инструменты, которые позволяют проводить орфографический и пунктуационный анализ, и актуальные работы по орфографии и пунктуации, узнают о том, какие современные методики овладения грамотным письмом существуют и как использовать их при проектировании курса русского языка в школе в целом или отдельного урока.
Цель освоения дисциплины
- Студенты соотносят достижения современной теоретической лингвистики с известными правилами орфографии и пунктуации
- Студенты распознают возможные варианты применения существующих правил орфографии и пунктуации и могут объяснить это варьирование, опираясь на достижения современной теоретической лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Студенты формулируют проблемы, возникающие у учеников, осваивающих орфографические нормы.
- Студенты, опираясь на достижения современной лингвистики и лингводидактики, формулируют причины и возможные пути решения проблем, возникающих при освоении орфографических норм.
- Студенты формулируют проблемы, возникающие у учащихся при освоении пунктуационных норм русского языка.
- Студенты, опираясь на достижения современной лингвистики, формулируют причины и пути решения проблем, возникающих у учащихся при освоении пунктуационных норм русского яызыка.
Содержание учебной дисциплины
- Лингвистический подход к преподаванию орфографии
- Лингвистический подход к преподаванию пунктуации
Элементы контроля
- ЭссеЭссе, посвященное одной из проблем в преподавании орфографии и пунктуации в школе
- активность на занятиях
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.8 * Эссе + 0.1 * активность на занятиях + 0.1 * активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразоват. учреждений филол. профиля, Бабайцева, В. В., 2013
- Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень : учебник, ,
- Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
- Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Знаем ли мы русский язык?, Аксенова, М. Д., 2012
- Русский синтаксис : структурные и неструктурные объяснения, Летучий, А. Б., 2024
- Русский синтаксис в научном освещении, Пешковский, А. М., 2009
- Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров, Максимов В.И., 2013
- Русский язык и культура речи : Учебник, , 2002
- Русский язык и культура речи, учебное пособие, 431 с., Голуб, И. Б., 2014
- Современный русский язык. Ч.3: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика, , 1998
- Энциклопедия для детей. Т.10: Языкознание. Русский язык, Аксенова М., 2004