• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Лингвистический подход в преподавании орфографии и пунктуации

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

В основе этого курса лежит идея представления об орфографии и пунктуации как о системах, строящихся на понятных и четких принципах, с описанной аксиоматикой, с правилами, которые выводятся при исследовании данных на уровне синхронии и диахронии. В рамках этой дисциплины студенты, чтобы лучше понять, как устроены механизмы освоения практической грамотности, познакомятся с историей орфографии и пунктуации в русском языке, сравнят принципы русской пунктуации и пунктуации других языков, изучат инструменты, которые позволяют проводить орфографический и пунктуационный анализ, и актуальные работы по орфографии и пунктуации, узнают о том, какие современные методики овладения грамотным письмом существуют и как использовать их при проектировании курса русского языка в школе в целом или отдельного урока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты соотносят достижения современной теоретической лингвистики с известными правилами орфографии и пунктуации
  • Студенты распознают возможные варианты применения существующих правил орфографии и пунктуации и могут объяснить это варьирование, опираясь на достижения современной теоретической лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты формулируют проблемы, возникающие у учеников, осваивающих орфографические нормы.
  • Студенты, опираясь на достижения современной лингвистики и лингводидактики, формулируют причины и возможные пути решения проблем, возникающих при освоении орфографических норм.
  • Студенты формулируют проблемы, возникающие у учащихся при освоении пунктуационных норм русского языка.
  • Студенты, опираясь на достижения современной лингвистики, формулируют причины и пути решения проблем, возникающих у учащихся при освоении пунктуационных норм русского яызыка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистический подход к преподаванию орфографии
  • Лингвистический подход к преподаванию пунктуации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе, посвященное одной из проблем в преподавании орфографии и пунктуации в школе
  • неблокирующий активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.8 * Эссе + 0.1 * активность на занятиях + 0.1 * активность на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразоват. учреждений филол. профиля, Бабайцева, В. В., 2013
  • Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень : учебник, ,
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Знаем ли мы русский язык?, Аксенова, М. Д., 2012
  • Русский синтаксис : структурные и неструктурные объяснения, Летучий, А. Б., 2024
  • Русский синтаксис в научном освещении, Пешковский, А. М., 2009
  • Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров, Максимов В.И., 2013
  • Русский язык и культура речи : Учебник, , 2002
  • Русский язык и культура речи, учебное пособие, 431 с., Голуб, И. Б., 2014
  • Современный русский язык. Ч.3: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика, , 1998
  • Энциклопедия для детей. Т.10: Языкознание. Русский язык, Аксенова М., 2004

Авторы

  • Поливанов Константин Михайлович
  • Аристова Мария Васильевна
  • Леонтьева Анна Леонидовна