• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Методология исследований в образовании

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс переназначен для студентов магистратуры второго года обучения и направлен на выработку понимания того, из чего может состоять собственное исследование. Курс дает общее представление об основах построения исследования, знакомит с базовыми понятиями, формирующими исследовательскую позицию: онтологическую, эпистемологическую, аксиологическую. Главная цель курса – дать ясное представление о разности парадигм, информирующих качественные и количественные дизайны исследований, и помочь сформировать собственную картину о необходимом дизайне под поставленную исследовательскую задачу. Данный курс собран из и опирается исключительно на иностранную (англоязычную) литературу и построен в логике того, как подобные курсы преподаются в иностранных исследовательских университетах. Несмотря на то, что курс дает обзорное представление о том, что такое количественная и смешанная методологии, особое внимание уделяется качественному компоненту в дизайне исследования и тому, как этот компонент выглядит в процессе (1) постановки проблемы; (2) сбора данных; (3) анализа данных; (4) презентации результата. В ходе курса будет предложены темы, затрагивающие природу исследования социальной реальности и основные парадигмы исследований; темы, направленные на научение постановке исследовательской проблемы и определения исследовательского пробела (research gap); помимо тем, которые будут затрагивать презентацию того, как (из каких компонентов) строятся количественные, качественные и смешанные дизайны, студентам будет предложена работа с научными публикациями журналов 1-2 квартилей баз научного цитирования (Scopus, WoS, РИНЦ) для отработки навыков академического письма и развития собственной компетенции критического мышления. Курс будет полезен всем, кто стремиться сделать качественную магистерскую диссертацию, выбирает для себя академический трек или просто хочет развить компетенцию критического анализа.