• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Отраслевые бизнес-модели: IT и телекоммуникации

Статус: Курс по выбору (Управление бизнесом)
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование навыков анализа и оценки бизнес-моделей компаний IT-сектора и телекоммуникаций. Студенты смогут выявлять конкурентные преимущества и разрабатывать стратегии цифровой трансформации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Понимание цепочек создания стоимости, сетевых эффектов и unit-экономики
  • • Понимание основных трендов развития индустрии (включая мировой опыт)
  • • Навыки работы с отраслевыми KPI
  • • Разработку проектов улучшения процессов и инвестиционных решений
  • • Подготовку к профессиональной деятельности в области управления и консалтинга
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает структуру рынка ИКТ в части отдельных секторов
  • Владеет логикой основных современных технологических процессов
  • Анализирует бизнес-модели ИКТ-компаний (телеком-операторы, производители аппаратного обеспечения, облачные сервисы, SaaS, IT-интеграторы, цифровые платформы), выявляя ключевые драйверы ценности и конкурентные преимущества
  • Оценивает операционную эффективность ИКТ-компаний, интерпретируя отраслевые метрики (ARPU, MAU, Churn, LTV/CAC, Uptime SLA,…) с применением аналитических инструментов
  • Разрабатывает стратегии оптимизации бизнес-процессов, включая DevOps-практики и снижение операционных затрат (OPEX), обосновывая их экономический эффект с использованием сценарного анализа
  • Проектирует инновационные решения для ИКТ-отрасли (например, новый SaaS-продукт или платформенный сервис), применяя дизайн-мышление и CustDev для создания ценностного предложения
  • Интегрирует принципы устойчивого развития (ESG) в бизнес-модели, оценивая экологические и социальные риски
  • Проводит сравнительный анализ платформенных и традиционных бизнес-моделей, определяя оптимальные подходы к масштабированию и монетизации для целевых сегментов рынка
  • Учитывает регуляторные отраслевые ограничения
  • Презентует и защищает инвестиционные проекты в ИКТ-отрасли, используя структурированный питч и визуализацию данных, для привлечения стейкхолдеров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История, структура и логика развития отрасли ИКТ
  • Организационные модели в ИКТ
  • Операционные модели и процессы
  • Финансовые модели и экономика отраслей ИКТ
  • Системы мотивации и KPI в ИКТ
  • Инновации, R&D и трансформация бизнес-моделей
  • Будущее ИКТ-отрасли и конвергенция бизнес-моделей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Письменный экзамен длительностью 90 минут проводится в рамках сессии 2-го модуля. Включает: 1) закрытые и открытые вопросы по теории бизнес-моделей ИКТ (40% оценки); 2) практический кейс по анализу бизнес-модели компании с предложением улучшений (60%).
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная контрольная работа, 30 минут.
  • неблокирующий Групповой проект
    Команда из 5 студентов разрабатывает концепцию продукта/услуги в одном из сегментов ИКТ (аппаратное обеспечение, телеком, ЦОД, IT-интеграция, SaaS, платформы). Включает канву бизнес-модели (Platform Canvas), финансовый прогноз (KPI: LTV/CAC, MRR), ESG-план (GHG Protocol), 8-минутный питч и отчет.
  • неблокирующий Текущий контроль
    Тест на каждой лекции по ее материалам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Групповой проект + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 351 - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351 - Alpina
  • Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора, Остервальдер А., Пинье И., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аднер Р., Айзенман Т., Альстайн ван М. и др. - Платформы и экосистемы - 978-5-9614-7861-7 - Альпина Паблишер - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2138705 - 2138705 - ZNANIUM
  • Джеффри Мур - Зона победы - 9785001467465 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24903 - 24903
  • Маркетинг 5.0 : технологии следующего поколения, Котлер, Ф., 2022
  • Оцифруйся или умри : как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов, Лахани, К., 2021

Авторы

  • Егоров Игорь Альфридович