Бакалавриат
2025/2026





Основы аргументативных теорий
Статус:
Курс обязательный (Практическая философия)
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по основам аргументативных теорий является одной из частей в цикле обязательных логических дисциплин, читаемых студентам, обучающимся по бакалаврской программе «Философия». Курс предполагает знание студентами таких разделов логики, как логика высказываний и логика предикатов. Актуальность данного курса обусловлена тем, что ключевую роль в аргументативных практиках, используемых в самых разных областях жизнедеятельности человека, играют не-дедуктивные (или так называемые «обыденные» или «естественные») рассуждения, разнообразные виды которых стали предметом пристального изучения логиками и когнитивными учеными в последние десятилетия. Цель настоящего курса – ознакомить студентов с основными видами не-дедуктивных рассуждений (индукцией, абдукцией, аналогией, статистической индукцией и др.) и современными подходами к их изучению, прежде всего с вероятностными моделями данных видов рассуждений. В курсе будут затронуты такие философские темы, как проблема индукции, природа вероятности, трактовка условных высказываний, байесовский подход, место и роль не-дедуктивных рассуждений в научной практике. Не-дедуктивные рассуждения будут рассматриваться не только с точки зрения их «логических основ», но и сточки зрения их роли в процессах аргументации.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
- расширение спектра логических знаний у студентов посредством включения в него исследований по не-дедуктивным рассуждениям
- обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в не-дедуктивных рассуждениях
- демонстрация тесной связи исследований по не-дедуктивным рассуждениям с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике
- развитие практических навыков по решению логических задач с привлечением ресурсов теории вероятностей
Планируемые результаты обучения
- выделяет основные этапы и достижения в истории изучения обыденных рассуждений
- выявляет ошибки в не-дедуктивных рассуждениях
- выявляет явное и неявное содержание высказываний
- анализирует импликатуры и различает их виды
- определяет отличительные особенности презумптивных рассуждений
- объясняет различия между дедуктивными и не-дедуктивными рассуждениями
- объясняет значение проблемы индукции для построения индуктивной логики
- объясняет значение новой загадки индукции Гудмена для построения индуктивной логики
- анализирует логическую структуру индуктивных рассуждений
- выявляет абдуктивные рассуждения в аргументации
- объясняет роль абдуктивных рассуждений в научной аргументации
- выявляет, в соответствии с каким из методов Милля осуществлено рассуждение,
- описывает формальные модели аналогии
- формулирует основные положения частотной интерпретации вероятности
- формулирует основные положения классической интерпретации вероятности
- формулирует основные положения логической интерпретации вероятности
- формулирует основные положения персоналистской интерпретации вероятности
- объясняет роль правила (теоремы) Байеса в анализе не-дедуктивных рассуждений
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Обыденные рассуждения и логика. История проблемы
- Раздел 2. Неявное содержание высказываний
- Раздел 3. Презумптивные рассуждения
- Раздел 4. Индукция
- Раздел 5. Абдукция
- Раздел 6. Исключающая индукция
- Раздел 7. Аналогия
- Раздел 8. Статистическая индукция
- Раздел 9. Вероятность
Элементы контроля
- Работа на семинарахПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается активность студента при обсуждении учебных вопросов и при решении задач, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи, правильность решения задач. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
- ТестВ конце семинарского занятия преподаватель проводит небольшой тест на 5-10 минут.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится на последнем семинарском занятии и включает как ответы на теоретические вопросы, так и решение задач. Длительность проведения контрольной работы - 80 минут.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в формате собеседования, в ходе которого студенту нужно будет ответить на 1-2 теоретических вопроса и решить 1-2 задачи.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
- Логика : учебник для вузов, Ивлев, Ю. В., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9780387217369 - Larry Wasserman - All of Statistics : A Concise Course in Statistical Inference - 2010 - Springer - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2544135 - nlebk - 2544135
- Andrews, R. (2010). Argumentation in Higher Education : Improving Practice Through Theory and Research. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289887
- Ball, B. (n.d.). Speech Acts: Natural or Normative Kinds? The Case of Assertion. Mind and Language, 29(3), 336–350. https://doi.org/10.1111/mila.12054
- Gensler, Harry J. Introduction to Logic, Taylor & Francis Group, 2010.
- Heit, E., & Feeney, A. (2007). Inductive Reasoning : Experimental, Developmental, and Computational Approaches. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206659
- Howson, C. (2000). Hume’s Problem : Induction and the Justification of Belief. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273490
- Huber, F. (2019). A Logical Introduction to Probability and Induction. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1944071
- Reichertz, J. (2012). Abduction: the logic of discovery of Grounded Theory. Germany, Europe: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BE7BCEE
- Логика : учебник для вузов, Ивлев, Ю. В., 2004
- Логика и теория аргументации : учебник для академического бакалавриата, Тульчинский, Г. Л., 2017
- Система логики силлогистической и индуктивной : излож. принципов доказательства в связи с методами науч. исслед., Милль, Д. С., 1914
- Теория аргументации : учеб. пособие, Ивин, А. А., 2007
- Язык как инстинкт, Пинкер, С., 2015