• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Основы аргументативных теорий

Статус: Курс обязательный (Практическая философия)
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по основам аргументативных теорий является одной из частей в цикле обязательных логических дисциплин, читаемых студентам, обучающимся по бакалаврской программе «Философия». Курс предполагает знание студентами таких разделов логики, как логика высказываний и логика предикатов. Актуальность данного курса обусловлена тем, что ключевую роль в аргументативных практиках, используемых в самых разных областях жизнедеятельности человека, играют не-дедуктивные (или так называемые «обыденные» или «естественные») рассуждения, разнообразные виды которых стали предметом пристального изучения логиками и когнитивными учеными в последние десятилетия. Цель настоящего курса – ознакомить студентов с основными видами не-дедуктивных рассуждений (индукцией, абдукцией, аналогией, статистической индукцией и др.) и современными подходами к их изучению, прежде всего с вероятностными моделями данных видов рассуждений. В курсе будут затронуты такие философские темы, как проблема индукции, природа вероятности, трактовка условных высказываний, байесовский подход, место и роль не-дедуктивных рассуждений в научной практике. Не-дедуктивные рассуждения будут рассматриваться не только с точки зрения их «логических основ», но и сточки зрения их роли в процессах аргументации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • расширение спектра логических знаний у студентов посредством включения в него исследований по не-дедуктивным рассуждениям
  • обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в не-дедуктивных рассуждениях
  • демонстрация тесной связи исследований по не-дедуктивным рассуждениям с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике
  • развитие практических навыков по решению логических задач с привлечением ресурсов теории вероятностей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выделяет основные этапы и достижения в истории изучения обыденных рассуждений
  • выявляет ошибки в не-дедуктивных рассуждениях
  • выявляет явное и неявное содержание высказываний
  • анализирует импликатуры и различает их виды
  • определяет отличительные особенности презумптивных рассуждений
  • объясняет различия между дедуктивными и не-дедуктивными рассуждениями
  • объясняет значение проблемы индукции для построения индуктивной логики
  • объясняет значение новой загадки индукции Гудмена для построения индуктивной логики
  • анализирует логическую структуру индуктивных рассуждений
  • выявляет абдуктивные рассуждения в аргументации
  • объясняет роль абдуктивных рассуждений в научной аргументации
  • выявляет, в соответствии с каким из методов Милля осуществлено рассуждение,
  • описывает формальные модели аналогии
  • формулирует основные положения частотной интерпретации вероятности
  • формулирует основные положения классической интерпретации вероятности
  • формулирует основные положения логической интерпретации вероятности
  • формулирует основные положения персоналистской интерпретации вероятности
  • объясняет роль правила (теоремы) Байеса в анализе не-дедуктивных рассуждений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Обыденные рассуждения и логика. История проблемы
  • Раздел 2. Неявное содержание высказываний
  • Раздел 3. Презумптивные рассуждения
  • Раздел 4. Индукция
  • Раздел 5. Абдукция
  • Раздел 6. Исключающая индукция
  • Раздел 7. Аналогия
  • Раздел 8. Статистическая индукция
  • Раздел 9. Вероятность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается активность студента при обсуждении учебных вопросов и при решении задач, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи, правильность решения задач. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Тест
    В конце семинарского занятия преподаватель проводит небольшой тест на 5-10 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии и включает как ответы на теоретические вопросы, так и решение задач. Длительность проведения контрольной работы - 80 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в формате собеседования, в ходе которого студенту нужно будет ответить на 1-2 теоретических вопроса и решить 1-2 задачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Логика : учебник для вузов, Ивлев, Ю. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9780387217369 - Larry Wasserman - All of Statistics : A Concise Course in Statistical Inference - 2010 - Springer - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2544135 - nlebk - 2544135
  • Andrews, R. (2010). Argumentation in Higher Education : Improving Practice Through Theory and Research. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289887
  • Ball, B. (n.d.). Speech Acts: Natural or Normative Kinds? The Case of Assertion. Mind and Language, 29(3), 336–350. https://doi.org/10.1111/mila.12054
  • Gensler, Harry J. Introduction to Logic, Taylor & Francis Group, 2010.
  • Heit, E., & Feeney, A. (2007). Inductive Reasoning : Experimental, Developmental, and Computational Approaches. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206659
  • Howson, C. (2000). Hume’s Problem : Induction and the Justification of Belief. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273490
  • Huber, F. (2019). A Logical Introduction to Probability and Induction. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1944071
  • Reichertz, J. (2012). Abduction: the logic of discovery of Grounded Theory. Germany, Europe: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BE7BCEE
  • Логика : учебник для вузов, Ивлев, Ю. В., 2004
  • Логика и теория аргументации : учебник для академического бакалавриата, Тульчинский, Г. Л., 2017
  • Система логики силлогистической и индуктивной : излож. принципов доказательства в связи с методами науч. исслед., Милль, Д. С., 1914
  • Теория аргументации : учеб. пособие, Ивин, А. А., 2007
  • Язык как инстинкт, Пинкер, С., 2015

Авторы

  • Макеева Лолита Брониславовна
  • Боброва Ангелина Сергеевна