• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Языковая ситуация во Франции

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Языковая ситуация во Франции" читается на русском языке. На курс приглашаются студенты, знающие французский язык на уровне примерно А2, продвинутый А1 тоже подойдет. Курс призван познакомить студентов с разнообразием языков и диалектов современной Франции: 1) с диалектами и вариантами современного французского языка; 2) с другими романскими языками и диалектами; 3) с языками других языковых групп и семей, распространённых во Франции. В частности, студенты получат представление об основных характеристиках разговорного французского языка и его отличиях от литературной нормы. Помимо этого, в курсе будет затронут вопрос о языках отдельных областей Франции, как романского, так и нероманского происхождения (бретонский, баскский, корсиканский, окситанский и др.), их статусе, сфере употребления и взаимоотношениях с литературным французским языком. Чтобы дать студентам представление о месте французского языка внутри романской группы, планируется предварить курс исторической справкой о становлении и отделении друг от друга современных романских языков. Часть этого исторического экскурса будет посвящена происхождению и эволюции отдельных грамматических категорий, представленных в современном французском языке, а также его пунктуационных и графических особенностей. Наконец, языковая ситуация во Франции тесно связана с миграционными процессами, поэтому часть лекций будет посвящена языковым сообществам, укоренившимся во Франции в ходе относительно недавних миграций (к ним относятся выходцы из арабских стран, из неарабских стран Африки, Армении, Восточной Европы и других регионов). В ходе обсуждения основных тем курса будут кратко введены некоторые понятия социолингвистики, и в частности ее области, связанной с языковыми контактами (диглоссия и двуязычие, интерференция, переключение кодов, функциональные разновидности языка, престижный и непрестижный язык и пр.)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основными этапами истории французского языка и его соотношением с латынью.
  • Выработка у студентов представления о составе и взаимоотношениях языков Франции, их статусе, количестве говорящих и основных особенностях.
  • Знакомство студентов с методами и задачами сравнительно-исторического языкознания и социолингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает основные этапы развития латыни (классическая и вульгарная) и их связь с формированием романских языков.
  • Студент прослеживает эволюцию языковой политики Франции от первых письменных свидетельств старофранцузского языка до современных законов о языке.
  • Студент объясняет историческое значение Ордонанса Виллер-Котре (1539) для становления французского языка как официального языка права и управления.
  • Студент анализирует роль и функции Французской Академии в кодификации, стандартизации и «защите» французского языка.
  • Студент сравнивает подходы к описанию языка в «Грамматике Пор-Рояля» с современными лингвистическими концепциями.
  • Студент оценивает влияние Великой французской революции на языковую ситуацию в стране и меры по искоренению региональных языков.
  • Студент демонстрирует понимание роли французского языка как языка международной дипломатии на примере ключевых исторических событий (например, Версальский договор 1919 г.).
  • Студент различает этапы и мотивы государственной политики в отношении региональных языков Франции, от подавления до частичного признания (Закон Дейксона, 1951).
  • Студент характеризует цели, структуру и современное значение международной организации франкофонии.
  • Студент критически осмысливает цели и механизмы действия Закона Тубона (1994) о использовании французского языка в рекламе, СМИ и официальных документах.
  • Студент синтезирует полученные знания, выявляя ключевые векторы и противоречия в языковой политике Франции на разных этапах ее истории.
  • Студент прослеживает прямые линии преемственности и разрыва между вульгарной латынью и современными языками Франции.
  • Студент применяет основные принципы сравнительно-исторического метода и лингвистической реконструкции для объяснения фонетических и грамматических изменений.
  • Студент определяет место французского языка в генеалогической классификации романских языков и его основные диалекты.
  • Студент выявляет архаичные черты, сохранившиеся в некоторых романских языках Франции (например, в окситанском), но утраченные во французском.
  • Студент сравнивает инновационные черты, характерные для французского языка, с другими романскими языками.
  • Студент анализирует ключевые грамматические особенности современных романских языков Франции (окситанский, франкопровансальский и др.) в сопоставлении с французским, итальянским и испанским.
  • Студент сопоставляет лексические особенности романских языков Франции, выделяя общую латинскую основу и различные источники заимствований.
  • Студент иллюстрирует примерами, как исторические и социальные факторы повлияли на статус и развитие региональных романских языков по сравнению с «большими» романскими языками.
  • Студент демонстрирует целостное понимание романского языкового континуума на примере лингвистической ситуации во Франции.
  • Студент различает малые романские языки Франции (окситанский, корсиканский) по их лингвистическим особенностям и современным сферам употребления.
  • Студент характеризует основные языки нероманского происхождения на территории Франции, указывая их географическое распространение и статус.
  • Студент объясняет уникальное положение баскского языка как изолята и анализирует современные меры по его поддержанию во Франции.
  • Студент сопоставляет положение бретонского языка (кельтская группа) с другими региональными языками Франции, оценивая степень его влияния со стороны французского, а также анализирует современное состояние и перспективы развития кельтских языков Франции в контексте национальной языковой политики.
  • Студент демонстрирует целостное понимание сложной языковой ситуации во Франции, описывая взаимодействие французского языка с его региональными и диалектными вариантами.
  • Студент сравнивает ключевые фонетические, лексические и грамматические особенности национальных вариантов французского языка в Бельгии, Швейцарии, Канаде и Африке.
  • Студент оценивает влияние местных языков и культур на формирование уникальных вариантов французского языка в разных странах и регионах.
  • Студент разграничивает понятия «система», «норма» и «узус» при анализе явлений современного французского языка, приводя конкретные примеры.
  • Студент анализирует основные фонетические, грамматические и лексические особенности разговорного французского языка (le français familier) в сопоставлении с литературной нормой.
  • Студент классифицирует различные функциональные разновидности языка (сленг, жаргон, молодёжный язык, верлан) и объясняет их социальные функции и лингвистические механизмы.
  • Студент оценивает масштаб и характер англоязычного влияния на французский язык, а также анализирует другие активные процессы в современной французской лексике и грамматике.
  • Студент соотносит основные периоды иммиграции во Францию с историческими и политическими предпосылками, определившими их специфику.
  • Студент анализирует роль французского языка как ключевого инструмента социальной и культурной интеграции мигрантских сообществ.
  • Студент характеризует основные группы языков мигрантов в современной Франции (арабские диалекты, восточноевропейские, африканские) и сферы их употребления.
  • Студент различает языковые стратегии мигрантов (использование родного языка, переключение кодов) в зависимости от коммуникативной ситуации и социального контекста.
  • Студент оценивает различия в социальном престиже и функциях французского языка и языков мигрантов в современном французском обществе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление современного французского языка и романской группы языков
  • Языковая политика Франции
  • Малые языки и диалекты Франции
  • Французский язык за пределами Франции
  • Французский язык и его социолингвистические разновидности
  • Современные миграционные процессы и их влияние на языковую ситуацию во Франции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квиз №1
  • неблокирующий Квиз №2
  • неблокирующий Квиз №3
  • неблокирующий Квиз №4
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.03 * Активность на занятиях + 0.03 * Активность на занятиях + 0.1 * Домашнее задание №1 + 0.1 * Домашнее задание №2 + 0.06 * Квиз №1 + 0.06 * Квиз №2 + 0.06 * Квиз №3 + 0.06 * Квиз №4 + 0.2 * Устный доклад + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., 2017
  • Authority and identity : a sociolinguistic history of Europe before the modern age, Millar, R. M., 2010
  • The Cambridge history of the Romance languages. Vol.1: Structures, , 2011
  • The Cambridge history of the Romance languages. Vol.2: Contexts, , 2013
  • История лингвистических учений : учеб. пособие, Алпатов, В. М., 2005
  • История французского языка : учебник для вузов, Скрелина, Л. М., 2001
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005
  • Языковая политика во франкоязычных странах Африки : Центральноафриканская Республика, Камерун и Сенегал: моногр., Багана, Ж., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 150 языков и политика 1917-2000 : социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства, Алпатов, В. М., 2000
  • A dictionary of sociolinguistics, Swann, J., 2004
  • An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert, S. K., 2011
  • The Cambridge handbook of sociolinguistics, , 2018
  • The pariahs of yesterday : Breton migrants in Paris, Moch, L. P., 2012
  • Очерки по истории языков Испании, Шишмарев, В. Ф., 2002

Авторы

  • Никишина Елена Андреевна