• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Индексы, Рейтинги, Рэнкинги: как создаются и что оценивают

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет формирует умения одним показателем оценивать объекты и ситуации, которые описаны многими показателями с разными шкалами измерения, часто из разных дисциплин. Тысячи индексов, рейтингов и рэнкингов применяются в самых разных отраслях от Антропологии до Языкознания, работают на разных уровнях - от глобального (индекс человеческого развития ООН, состояния окружающей среды) до индивидуальных (индекс массы тела – первый, созданный в 1832 году знаменитым А.Кетле, основателем социологии, статистики, математиком). За каждым индексом стоят интересы его создателей, причём они могут быть разными, потому что в индексы включаются разные показатели – индикаторы. Со временем изменяются и оцениваемые ситуации, и балансы интересов, что вызывает критику имеющихся индексов, а затем их изменение или создание новых. Обучающиеся могут выбирать вариант получаемых компетенций: эксперта по выбору путём критического анализа из уже созданных индексов более валидного для новой ситуации или разработчика новой, усовершенствованной формулы индекса и методов получения нужной для этого информации. Работа по курсу требует знания основ общей статистики и готовности к междисциплинарному рассмотрению индикаторов в формулах индексов. Введения в индексы показателей разных отраслей знания и хозяйства обсуждается командами из учащихся разных направлений обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать знания и навыки создания и толкования индексов, рейтингов и ренкингов для принятия исследовательских и управленческих решений
  • Сформировать компетенции определения и изменения границ валидности применения имеющихся формул индексов и проверки их стабильности
  • Научить создавать индексы с включением новых компонентов и процедур корректировки весов компонентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выяснять историю, имеющуюся практику использования индексов для принятия схожих решений, критику их применения.
  • Отбирать частные показатели для включения в индекс и устанавливать шкалы их описания.
  • Подготавливать объяснения для лиц принимающих решения возможностей и процедур применения индекса.
  • Распознавать управленческие ситуации, в которых индексы целесообразно использовать.
  • Создавать и апробировать формулу расчёта индекса, определять границы ситуаций его применения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История появления и распространения индексов для разных типов задач
  • Типология индексов и их сопоставления по задачам решаемых с применением индекса
  • Обоснование формулы нового/корректируемого индекса и её апробация
  • Методы сбора собственной информации для коррекции индексов
  • Использование данных разных отраслей в одном индексе
  • Контроль сохранения валидности индекса в ходе использования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ-1 Постановка задач создание индексов (по теме 1)
    Постановка задач создание индексов: разбор по опыту двух индексов (существующего и предложенного студентом). Студент может предложить новый индекс, который будет разрабатывать или существующий индекс, который будет критически анализировать.
  • неблокирующий Работа на семинаре-1 Схема разработки индекса. по теме 2)
  • неблокирующий Работа на семинаре-2: Перечень индикаторов и формула индекса (по теме 3)
    Составление и обсуждение перечня индикаторов и формулы предложенного студентом индекса с указанием особенностей получения информации по ним. (Студент может предложить новый индекс, который будет разрабатывать или существующий индекс, который будет критически анализировать.)
  • неблокирующий ДЗ-2: Описание методов возможного получения информации (по теме 4)
    Составление описания методов возможного получения информации по проектам двух индексов (один - порученный преподавателем, второй - предложенный студентом) информационное обоснование разработанных формул с оценкой доступности данных и возможности их получения. (Студент может предложить новый индекс, который будет разрабатывать или существующий индекс, который будет критически анализировать.)
  • неблокирующий ДЗ-3: Шкалы индикаторов разного содержания и формата (по теме 5)
    Составление или экспертный анализ шкал индикаторов разного содержания и формата для индикаторов предложенного студентом индекса. (Студент может предложить новый индекс, который будет разрабатывать или существующий индекс, который будет критически анализировать.)
  • неблокирующий Защита проекта
    Студент выбирает один из вариантов: 1) Защита проекта «Экспертное заключение о возможности применения / модификации уже имеющихся в публикациях формул индексов / рейтингов для двух тем: заданной преподавателем и сформулированной обучающимся» 2) Защита проекта «Разработка оригинальной или модифицированной формулы индекса / рейтинга для научной или практической темы (с полноценно описанными способами получения информации, включённой в формулу).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.15 * ДЗ-1 Постановка задач создание индексов (по теме 1) + 0.15 * ДЗ-2: Описание методов возможного получения информации (по теме 4) + 0.15 * ДЗ-3: Шкалы индикаторов разного содержания и формата (по теме 5) + 0.2 * Защита проекта + 0.15 * Работа на семинаре-1 Схема разработки индекса. по теме 2) + 0.2 * Работа на семинаре-2: Перечень индикаторов и формула индекса (по теме 3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mikhail Rozhkov M., & Михаил Рожков Михайлович. (2015). The Indices and Indicators of Sustainable Development as an Element of the Quality of Life of the Population of the Russian Federation ; Индексы И Индикаторы Устойчивого Развития Как Элемента Качества Жизни Населения Российской Федерации. Statistics and Economics; № 2 (2015); 113-117 ; Статистика и Экономика; № 2 (2015); 113-117 ; 2500-3925 ; 10.21686/2500-3925-2015-2. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-2-113-117
  • БОРОДКИН Ф.М. (2004). Социальные индикаторы — что это такое? Мир России. Социология. Этнология, 13(4).
  • Страшнова, Ю. Г., Страшнова, Л. Ф., & Жукова, Т. И. (2021). Оценка градостроительного развития социальной инфраструктуры на основе интегрального рейтинга районов (на примере 25 районов Москвы). (Russian). Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering / Vestnik MGSU, 16(3), 279–293. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2021.3.279-293
  • Тарадина, Л. (2014). Международные Рейтинги Университетов: Влияют Ли Они На Развитие Университетов И Стоит Ли Им Доверять? Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2 (33).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • D. Zemlianskii Yu., L. Kalinovskii V., A. Makhrova G., D. Medvednikova M., V. Chuzhenkova A., Д. Землянский Ю., Л. Калиновский В., А. Махрова Г., Д. Медведникова М., & В. Чуженькова А. (2021). Сomplex Socioeconomic Development Index of Russian Cities ; Комплексный индекс социально-экономического развития городов России. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya; № 6 (2020); 805-818 ; Известия Российской Академии Наук. Серия Географическая; № 6 (2020); 805-818. https://doi.org/10.31857/S2587556620060114
  • Захаров Юрий Иванович, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», Zakharov Iurii Ivanovich, FGBOU VO “Vladimirskii gosudarstvennyi universitet im. A.G. i N.G. Stoletovykh,” Орлов Юрий Анатольевич, & Orlov Iurii Anatolevich. (2018). Социологические инструменты для определения уровня социальной напряжённости общества ; Sotsiologicheskie instrumenty dlia opredeleniia urovnia sotsial’noi napriazhionnosti obshchestva. Economics and Management: Realias and Prospects; № 1; 45-48 ; Экономика и Управление: Теория и Практика; № 1; 45-48. https://doi.org/10.31483/r-11202
  • Павлова, И. А., Гуменников, И. В., Монастырный, Е. А., & Шарма, Д. (2018). Что стоит за интегральными индексами благополучия? ; What is behind composite wellbeing indices? Вестник Науки Сибири.
  • ШПИКУЛЯК, О. Г., & ІВАНЧЕНКО, В. О. (2020). Формування індексів та індикаторів сталого розвитку підприємництва в сільському господарстві: теоретико-методичні підходи. Ekonomika APK, 9, 114–122. https://doi.org/10.32317/2221-1055.202009114

Авторы

  • Вейхер Андрей Алексеевич
  • Беббукина Надежда Викторовна