Бакалавриат
2025/2026





Отраслевые бизнес-модели: ритейл и розница
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тверской Максим Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина посвящена изучению бизнес-моделей предприятий розничной торговли в условиях омниканальности. Практикоориентированный подход позволяет студентам получить глубокое понимание структуры ритейла, взаимодействия его составных частей и процессов менеджмента. Освоение дисциплины даст возможность получить навыки создания формата торгового оператора, успешного управления товарными категориями.
Цель освоения дисциплины
- Изучить теорию розничного бизнеса, устройство его составных частей и принципы их взаимодействия.
- Научиться анализировать процессы управления предприятием ритейла и оптимизировать их.
- Изучить цепочку создания стоимости и ключевые бизнес- и операционные модели розничных компаний (оффлайн/онлайн/омни).
- Освоить применение и интерпретацию ритейл-KPI и юнит-экономики форматов.
Планируемые результаты обучения
- Понимает принципы работы розничного бизнеса и устройства торгового канала.
- Понимает базовые принципы устройства формата торгового оператора. Способен проводить сравнительный анализ стандартных форматов. Умеет управлять процессами создания, совершенствования и эффективного менеджмента формата.
- Обладает глубоким пониманием принципов классических и новых классификаций товаров, а также моделей взаимодействия покупателя с торговым оператором. С помощью анализа ключевых данных умеет построить необходимую модель взаимодействия покупателя с торговым оператором для различных каналов продаж.
- Понимает принципы управления ассортиментом и основы категорийного менеджмента. С помощью анализа данных о позиционировании формата, стратегических целей товарной категории и целевой аудитории торгового оператора может построить дерево и матрицу покупательских решений.
- Понимает принципы действия торговых ареалов и модели размещения торговых предприятий в пространстве. Умеет найти подходящую для магазина локацию на практике.
- Понимает доходные и расходные части различных форматов. Способен проанализировать бизнес-модель предприятия розничной торговли. Умеет применять и интерпретировать ритейл-KPI.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Розничная торговля. Понятия и определения.
- Тема 2. Торговые каналы.
- Тема 3. Формат как продукт торгового оператора.
- Тема 4. Управление ассортиментом.
- Тема 5. Управление магазином.
- Тема 6. E-com, маркетплейсы и специфика онлайн-канала.
- Тема 7. Управление торговым предприятием.
Элементы контроля
- Контрольная работа №1 (тест на знание теоретических вопросов)
- Контрольная работа №2 (решение практических задач)Решение задач и мини-кейса
- Оценка вовлеченности и активности на занятиях (тестирование, мини-кейсы, ситуационные задачи).Тестирование, мини-кейсы, ситуационные задачи: 12 х 0,02 = 0,24
- Экзамен: Творческое задание. Выполнение и защита индивидуального проекта.Работа выполняется студентом в течение учебного модуля. Дедлайн сдачи работы — назначенный учебным офисом день экзамена до 23:59. Заключительное тестирование, оценивающее глубину понимания студентами всех аспектов устройства розничного торгового предприятия. Представляет собой творческое задание по разработке сокращенного бизнес-плана розничного торгового оператора. Студент анализирует существующий розничный магазин, по результатам предоставляет презентацию и видеоролик. Результаты исследования должны быть представлены в формате презентации, интегрированной в видеоролик. Видеоряд и устный комментарий студента предназначены для того, чтобы более полно раскрыть тему. (Максимальная продолжительность ролика — 15 минут, рекомендуемая — до 7 минут). Работа высылается в виде двух файлов — видеоролика (формат mp4) и оформленной по шаблону ВШБ презентации (формат pdf). Дополнительно можно прислать ссылку на облачное хранилище, где находятся указанные файлы.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.18 * Контрольная работа №1 (тест на знание теоретических вопросов) + 0.18 * Контрольная работа №2 (решение практических задач) + 0.24 * Оценка вовлеченности и активности на занятиях (тестирование, мини-кейсы, ситуационные задачи). + 0.4 * Экзамен: Творческое задание. Выполнение и защита индивидуального проекта.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бузукова, Е. А. Категорийный менеджмент. Теоретические основы : учебник для вузов / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14458-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568003 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- 415 - Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле - К.Шредер - Альпина ПРО - 9785961423853 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/415 - Alpina
- Большая книга директора магазина. Технологии 4.0. - 978-5-4461-1517-4 - Сысоева С., Крок Г. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/365318 - 365318 - iBOOKS
- Голдратт Э., Эшколи А., Шириков А. - Я так и знал! Розничная торговля и Теория ограничений - 978-5-9614-6682-9 - Альпина Паблишер - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1003288 - 1003288 - ZNANIUM
- Кент Т., Омар О. - Розничная торговля - 978-5-238-01000-7 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1027289 - 1027289 - ZNANIUM
- Щепин Е. - ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая всё не так - 978-5-96142-087-6 - Альпина Паблишер - 2019 - https://znanium.ru/catalog/product/1077899 - 1077899 - ZNANIUM