Аспирантура
2025/2026





Менеджмент в 21 веке: передовые теории и фокусные темы
Статус:
Курс обязательный
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Катькало Валерий Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящий курс призван выровнять базовое понимание эволюции теории менеджмента и ее современного состояния у аспирантов первого года обучения в АШМ, поскольку их предшествующий образовательный опыт обычно весьма разнороден по специальностям или направлениям подготовки. Курс дает системное представление о теоретических основах исследований в области менеджмента, актуальных теоретических дискуссиях, а также обзор тематик и направлений исследований.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у аспирантов первого года обучения способности определять возможные направления будущих исследований с учетом содержания паспорта специальности ВАК «Менеджмент», а также базовых знаний и умений в работе с передовой исследовательской литературой в области менеджмента.
Планируемые результаты обучения
- Понимание специфики собственной исследовательской повестки и методологических особенностей теории менеджмента;
- Понимание эволюции и направлений развития теории менеджмента как контекста выбранного направления исследования для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальности «Менеджмент»;
- Понимание отличия подходов к исследованиям менеджмента в русле современных возможностей экономического анализа в сравнении с неэкономическими трактовками проблем менеджмента;
- Умение определять научные журналы, наиболее релевантные для направления собственного исследования в области менеджмента;
- Умение различать научно-исследовательский и консультационный жанры изучения проблем менеджмента
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Эволюция менеджмента как профессии (лекция - 4 часа)
- Тема 2. Эволюция менеджмента как теории
- Тема 3. Эволюция теории стратегического управления в 20 веке (4 часа)
- Тема 4. Динамические способности фирмы и другие ключевые концепции стратегического управления в начале 21 века (4 часа)
- Тема 5. Исследовательский потенциал теории и практики лидерства (лекция 2 часа)
- Тема 6. Моделирование в управлении цепями поставок (лекция 2 часа)
- Тема 7. Современный маркетинг: направления развития и методология исследований (лекция 2 часа)
- Тема 8. Проблематика исследований в области управления стоимостью компании (лекция 2 часа)
Элементы контроля
- Посещаемость занятийКоличество контролей 10.
- Активность в дискуссиях на лекциях и семинарахКоличество контролей 5 (сессии 2-6). Этот интенсивный курс основан на дискуссиях в классе по рекомендованным материалам. Предполагается, что аспиранты не только посещают все аудиторные занятия, но и хорошо к ним подготовлены, в том числе благодаря прочтению обязательных для изучения материалов.
- Эссе по статьям по тематике одного из двух семинаровЭссе по статьям по тематике одного из двух семинаров – бизнес-модели и ресурсная теория / концепция динамических способностей. Описание: Эссе представляет собой текст (объемом не менее 8 тыс. и не более 10 тыс. знаков без пробелов) с проведенным аспирантом на основе изучения двух дополнительно отобранных им статей из ведущих научных журналов (Q1-Q2 или А-В из списков НИУ ВШЭ) разных авторов по тематике эссе и оригинальным сравнительным анализом содержащихся в них концептуальных трактовок – на тему бизнес-vоделей либо развития ресурсной теории / концепции динамических способностей.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в виде письменного тестирования в формате оффлайн (в аудитории) в присутствии преподавателя по курсу. Состоит из 4 открытых вопросов по материалам основной литературы по курсу, а также дискуссий, которые проводились по ним в ходе занятий.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st semester0.3 * Активность в дискуссиях на лекциях и семинарах + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе по статьям по тематике одного из двух семинаров
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вопросы образования. N.2, , 2024
- Минцберг Г. - Менеджмент : Природа и структура организаций - 978-5-907394-79-7 - Альпина ПРО - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/2138133 - 2138133 - ZNANIUM
- Российский журнал менеджмента. N2, , 2003
- Российский журнал менеджмента. Т.14, N.1, , 2016
- Российский журнал менеджмента. Т.15, N.1, , 2017
- Российский журнал менеджмента. Т.23, N.2, , 2025
- Российский журнал менеджмента. Т.3, N.2, , 2005
- Российский журнал менеджмента. Т.3, N.4, , 2005
- Российский журнал менеджмента. Т.7, N.4, , 2009
- Управление клиентоориентированной компанией. Основные теоретические и методологические подходы к исследованию : монография / В. А. Ребязина, М. М. Смирнова, О. В. Гулакова, О. А. Кусраева , под научной редакцией В. А. Ребязиной, М. М. Смирновой. — Москва : Высшая школа экономики, 2023. — 280 с. — ISBN 978-5-7598-2836-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/430337 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Милгром П., Робертс Д. - Экономика, организация и менеджмент - 978-5-206-00022-1 - Альпина ПРО - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2140971 - 2140971 - ZNANIUM
- Российский журнал менеджмента. N4, , 2004
- Российский журнал менеджмента. Т.20, N.1, , 2022
- Русская модель управления, Прохоров, А. П., 2024