Аспирантура
2025/2026




Количественные и качественные методы исследований
Статус:
Курс обязательный
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тимофеев Юрий Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Способность проводить высококачественные исследования – одно из важнейших умений, которым должен обладать выпускник аспирантуры университета для начала академической карьеры. Курс посвящён изучению влияния исследований на принятие обоснованных решений в менеджменте, бизнесе и управленческой экономике. После прохождения курса аспиранты смогут успешно реализовывать собственные исследовательские проекты. В числе прочих вопросов курс охватывает формулирование исследовательских вопросов; выбор подходящего дизайна исследования, включая инструменты сбора и обработки данных; выбор подходящих методов анализа данных (количественных, качественных или смешанных); правильную интерпретацию результатов и применение передового опыта в создании и проведении научных презентаций.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса -- дать аспирантам комплексное понимание различных подходов, позволяющих эффективно проводить полный цикл исследований в области менеджмента.
Планируемые результаты обучения
- Аспиранты смогут использовать различные инструменты для сбора данных, такие как опросники, интервью, фокус-группы, наблюдения и анализ документов, и объяснить, как их применять в практике.
- Аспиранты смогут определить и различить основные методы выборки, такие как случайная, систематическая, стратифицированная и кластерная выборка, и объяснить, в каких ситуациях каждый метод наиболее целесообразен.
- Аспиранты смогут конструировать ясные и тестируемые гипотезы на основе исследования, самостоятельно определяя переменные и их взаимосвязи.
- Аспиранты будут способны обосновать применимость и ограниченность используемых методов анализа в контексте исследовательских вопросов и дизайна.
- Аспиранты знают и умеют идентифицировать философские исследовательские парадигмы.
- Аспиранты умеют идентифицировать и обосновывать наиболее подходящие подходы и методы исследования для различных исследовательских вопросов.
- Аспиранты способны идентифицировать и применять уместные инструменты анализа данных для различных исследовательских вопросов.
- Аспиранты умеют интерпретировать полученные результаты анализа, объяснять обнаруженные зависимости и/или причинно-следственные связи.
- Аспиранты способны проводить полный исследовательский цикл, начиная от разработки и аргументации дизайна исследования и заканчивая публикацией результатов в научных изданиях.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в исследования в области менеджмента
- Сбор данных
- Введение в количественные исследования
- Подготовка количественных данных для эмпирического анализа
- Разработка дизайна исследования
- Количественные методы исследования
- Качественные методы исследований
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st semester0.06 * Блок 1 + 0.08 * Блок 2 + 0.08 * Блок 3 + 0.08 * Блок 4 + 0.08 * Блок 5 + 0.08 * Блок 6 + 0.08 * Блок 7 + 0.08 * Блок 8 + 0.08 * Блок 9 + 0.3 * Проект-предложение
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742
- Методы исследований в количественной социологии : учеб. пособие, Ненашев, М. И., 2016
- Методы исследований в менеджменте : учеб. пособие для вузов, Кричевский, М. Л., 2016
- Методы исследований в менеджменте : учебник, Абчук В.А., Борисов А.Ф., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- E. Vigoda-Gadot, D.R. Vashdi (eds.) (2020) Handbook of Research Methods in Public Administration, Management and Policy. UK: Edward Elgar Publishing
- Joe F. Hair Jr, Michael Page, & Niek Brunsveld. (2019). Essentials of Business Research Methods. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2280258
- Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465
- Kuada, J. E. (2012). Research Methodology : A Project Guide for University Students (Vol. 1st edition). Frederiksberg C [Denmark]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503632
- Singh, Y. K. (2006). Fundamental of Research Methodology and Statistics. New Age International.
- Snyder, H. (2019). Literature review as a research methodology: An overview and guidelines. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.07.039
- Totawar, A., & Prasad, M. (2016). Research Methodology: A Step-by-step Guide for Beginners. South Asian Journal of Management, 23(3), 210–213.