• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2025/2026

Теория отраслевых рынков

Статус: Курс по выбору
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен теории отраслевых рынков (Industrial Organization) - изучению поведения фирм, формированию структуры рынка, методы регулирования рынка и соответствующую антимонопольную политику. В рамках курса рассматриваются модели несовершенной конкуренции и стратегического взаимодействия фирм в различных отраслях. Теоретическая часть курса сопровождается разбором реальных примеров, демонстрирующих как применять микроэкономические принципы и связывать концепции IO с практикой. Среди возможных стратегий фирм по использованию и удержанию монопольной силы мы рассмотрим: - Ценообразование и ценовая дискриминация - Выбор объема производства - Информирование о качестве продукта (посредством сигналов) - Различные антиконкурентные практики: сговор, ценовую дискриминацию, market foreclosure (блокирование доступа на рынок) Курс включает основные (статические и динамические) модели монополии и олигополии, горизонтальной и вертикальной дифференциации продукта, а также модели асимметричной информации. Кроме того, в рамках курса анализируется структура и показатели эффективности отраслей, методы измерения уровня рыночной концентрации и его связь со степенью конкуренции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение базовых моделей теории отраслевых рынков. Обретение теоретической базы для описания стратегического взаимодействия фирм в различных индустриях. Формирования базовых знаний о регулировании отраслевых рынков и антимонопольной политике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает методы для решения поставленных задач, обосновывает полученные выводы
  • Изучить различные способы сигнализировать о качестве продукта. Понять основные эффекты от наличия ассиметричной информации. Изучить базу потребительского поиска.
  • Вспомнить основы совершенной конкуренции и теории игр.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое организация отраслевых рынков?
  • Рыночная структура и рыночная власть
  • Повторение совершенной конкуренции и теории игр
  • Монополия и регулирование
  • Олигополистическая конкуренция
  • Сговор
  • Ценовая дискриминация
  • Дифференциация продукта
  • Монополистическая конкуренция
  • Ассиметрия информации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd semester
    0.2 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Belleflamme, P., & Peitz, M. (2010). Industrial Organization : Markets and Strategies. Cambridge, UK: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324082
  • Industrial organization : markets and strategies, Belleflamme, P., 2016
  • Industrial organization : theory and applications, Shy, O., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shy, O. (1995). Industrial Organization : Theory and Applications. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=11382

Авторы

  • Казакова Екатерина Александровна