Аспирантура
2025/2026



Теория отраслевых рынков
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Казакова Екатерина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен теории отраслевых рынков (Industrial Organization) - изучению поведения фирм, формированию структуры рынка, методы регулирования рынка и соответствующую антимонопольную политику.
В рамках курса рассматриваются модели несовершенной конкуренции и стратегического взаимодействия фирм в различных отраслях. Теоретическая часть курса сопровождается разбором реальных примеров, демонстрирующих как применять микроэкономические принципы и связывать концепции IO с практикой.
Среди возможных стратегий фирм по использованию и удержанию монопольной силы мы рассмотрим:
- Ценообразование и ценовая дискриминация
- Выбор объема производства
- Информирование о качестве продукта (посредством сигналов)
- Различные антиконкурентные практики: сговор, ценовую дискриминацию, market foreclosure (блокирование доступа на рынок)
Курс включает основные (статические и динамические) модели монополии и олигополии, горизонтальной и вертикальной дифференциации продукта, а также модели асимметричной информации.
Кроме того, в рамках курса анализируется структура и показатели эффективности отраслей, методы измерения уровня рыночной концентрации и его связь со степенью конкуренции.
Цель освоения дисциплины
- Изучение базовых моделей теории отраслевых рынков. Обретение теоретической базы для описания стратегического взаимодействия фирм в различных индустриях. Формирования базовых знаний о регулировании отраслевых рынков и антимонопольной политике.
Планируемые результаты обучения
- Выбирает методы для решения поставленных задач, обосновывает полученные выводы
- Изучить различные способы сигнализировать о качестве продукта. Понять основные эффекты от наличия ассиметричной информации. Изучить базу потребительского поиска.
- Вспомнить основы совершенной конкуренции и теории игр.
Содержание учебной дисциплины
- Что такое организация отраслевых рынков?
- Рыночная структура и рыночная власть
- Повторение совершенной конкуренции и теории игр
- Монополия и регулирование
- Олигополистическая конкуренция
- Сговор
- Ценовая дискриминация
- Дифференциация продукта
- Монополистическая конкуренция
- Ассиметрия информации
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Belleflamme, P., & Peitz, M. (2010). Industrial Organization : Markets and Strategies. Cambridge, UK: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324082
- Industrial organization : markets and strategies, Belleflamme, P., 2016
- Industrial organization : theory and applications, Shy, O., 1996
Рекомендуемая дополнительная литература
- Shy, O. (1995). Industrial Organization : Theory and Applications. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=11382