• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Экономическое и финансовое поведение

Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономическое и финансовое поведение» проводится руководителями и экспертами ряда департаментов Банка России (Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, Департамент информационной безопасности, Департамент исследований и прогнозирования). Уникальность курса состоит в возможности обсудить с экспертами-практиками, как знания об экономическом и финансовом поведении населения и принципы поведенческой экономики применяются в работе Банка России: регулировании, работе по повышению финансовой грамотности и доступности финансовых услуг, и обеспечению информационной безопасности. Курс построен как комбинация лекций и практических занятий, в ходе которых эксперты Банка России расскажут о специфике поведенческой экономики в эпоху цифровизации и о ее применении в практиках регулирования и надзора, в том числе о методах и инструментах поведенческой экспертизы нормативных актов; а также о поведенческих моделях финансовых рынков. Блок тем, посвященных вопросам поведенческой экономики, раскрывают особенности поведенческих моделей финансового рынка и современные аспекты экономической психологии в эпоху цифровизации. Другой блок тем посвящён погружению в тему деятельности регулятора в сфере повышения финансовой грамотности и формированию финансовой культуры: от работы по Стратегии (современные вызовы, направления развития, выстраивание работы на федеральном и региональном уровне, включая взаимодействие с партнерами) и созданию конкретных продуктов до методов измерения их эффективности; включая тематики, связанные с киберграмотностью и противостоянием мошенничеству. Тематический блок поведенческой экспертизы в нормативно-правовой сфере посвящен изучению методов и инструментов поведенческой экспертизы, применяемых для проверки регуляторных гипотез и совершенствования регулирования. Курс предоставляет студентам возможность изучить, как поведенческие науки могут быть использованы для развития регулирования в области защиты прав потребителей. Программа тематического блока направлена на развитие аналитических навыков и способности применять научные методы для повышения качества нормативного регулирования. Этот блок нацелен на подготовку специалистов, способных использовать поведенческую экспертизу для повышения обоснованности и совершенствования выработки регуляторных решений в юридической практике. Практическая направленность курса усиливается тем, что предлагаемая программа позволит изучить триггеры воздействия мошенников на потенциальных жертв, а также поведенческие аспекты вовлечения молодежи в дропперство. По итогам прохождения курса предполагается тестирование/проектная работа, в качестве промежуточных итогов – домашнее задание.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение представления студентов о финансовом поведении и финансовой культуре населения: Взаимосвязь теоретических аспектов поведенческой экономики с реальной практикой на примере деятельности мегарегулятора.
  • Понимание роли поведенческой экспертизы: Освоение концепций поведенческой науки в контексте их применения для проверки регуляторных гипотез и совершенствования защиты прав потребителей.
  • Освоение методов развития доказательной базы: Изучение подходов к планированию исследований, особенностей сбора и анализа данных, включая экспериментальные подходы и статистические методы, которые позволяют обосновывать регуляторные решения.
  • Аналитика и интерпретация: Способность критически анализировать существующие регуляторные гипотезы, выявлять их слабые стороны и предлагать рекомендации по доработке на основе эмпирических данных.
  • Интеграция междисциплинарных знаний: Умение сочетать знания из психологии, экономики и права для создания комплексного подхода к разработке и оценке нормативных актов с учетом поведенческих аспектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Развитие навыков междисциплинарного подхода: сочетание экономики, психологии и права для оценки нормативных актов.
  • Понимание влияния искусственного интеллекта на поведение потребителей при выборе финансовых продуктов.
  • Овладение теориями и моделями поведенческой экономики в контексте цифровизации и ИИ.
  • Анализ примеров изменения принятия решений под воздействием ИИ и цифровых рекомендаций.
  • Анализ ключевых исследований, направленных на улучшение финансового поведения и клиентского опыта.
  • Понимание применения основ поведенческой экономики в деятельности мегарегулятора финансового рынка.
  • Ознакомление с целями, методами и результатами исследований Банка России в области измерения финансовой грамотности и экономических ожиданий населения.
  • Навыки интерпретации исследовательских данных и формулирования выводов на примерах поведенческих и социально-экономических исследований.
  • Понимание работы регулятора на примере изучения стратегии по финансовой грамотности и финансовой культуры
  • Формирование умений критически оценивать исследования, формулировать рекомендации для практического применения.
  • Развитие навыков подготовки и презентации исследовательских проектов по поведенческой экономике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс. Поведенческая экономика в эпоху цифровизации.
  • Поведенческая экономика в работе регулятора
  • Поведенческие модели финансовых рынков.
  • Социокультурные аспекты финансового поведения населения.
  • Экономические ожидания и финансовые установки населения.
  • Финансовая грамотность и (ответственное) финансовое поведение домашних хозяйств.
  • Измерение финансовой грамотности и культуры: подходы Банка России.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.
  • Формирование финансовой грамотности и финансовой культуры у различных целевых аудиторий. Проекты Банка России.
  • Как ИИ (по)меняет поведение людей при выборе финансовых продуктов.
  • Введение в поведенческую экспертизу.
  • Методы и инструменты поведенческой экспертизы.
  • Применение поведенческой экспертизы к нормативным актам.
  • Создание инклюзивной среды финансовых услуг и защита наиболее уязвимых категорий потребителей от барьеров и рисков.
  • Заключительное занятие. Контрольная работа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Домашнее задание + 0.1 * Посещение + 0.65 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2023
  • Культурные коды экономики : как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа, Аузан, А. А., 2024
  • Новая поведенческая экономика : почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать, Талер, Р., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нарративная экономика : новая наука о влиянии вирусных историй на экономические события, Шиллер, Р., 2023
  • Предсказуемая иррациональность : скрытые силы, определяющие наши решения, Ариели, Д., 2025

Авторы

  • Котова Ирина Николаевна
  • Кузнецова Ольга Сергеевна