Магистратура
2025/2026





Территориальные риски: идентификация, адаптация, предотвращение
Статус:
Курс обязательный (Пространственные данные и прикладная геоаналитика)
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит слушателей с современной концепцией науки о рисках, ядром которой являются разделение понятий “опасность”, “риск” и “уязвимость”, в пространственном контексте. После рассмотрения понятийной базы, дается обзор различных видов территориально-дифференцированных рисков (природных, техногенных, эпидемиологических и др.), их взаимосвязей и каскадных эффектов, способов управления и защиты. При этом освещается связанная нормативно-правовая база по оценке рисков в России и современные мировые практики. Отдельное внимание в курсе посвящено вопросам территориально-дифференцированного, географического мышления и применению геоданных и ГИС-инструментов при работе с рисками.
Цель освоения дисциплины
- Получить теоретическую базу в области выявления и анализа территориальных рисков, а также практические навыки использования геоданных и инструментов геоаналитики для работы с данной тематикой в прикладных и исследовательских проектах.
Планируемые результаты обучения
- Оперирует базовыми понятиями и концепциями современной науки о рисках, включая специфику оценки территориальных рисков.
- Анализирует механизмы возникновения, взаимодействия и воздействия различных источников территориальных рисков; идентифицирует для заданной ситуации источники опасности различной природы на различных временных горизонтах, реципиентов, ключевые характеристики обоих.
- Осуществляет подбор геоданных, необходимых для идентификации различных источников риска и реципиентов; определяет возможные способы и ограничения использования геоданных и геоаналитических инструментов для идентификации источников, оценки уровня их опасности, анализа характеристик реципиентов, возможностей и последствий различных стратегий ответа на риск.
- Применяет в своей работе основы нормативно-правовой базы Российской Федерации в области территориальных рисков.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в риски.
- Природные риски
- Техногенные риски
- Социально-экономические риски
- Управление рисками
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарах включает в себя выполнение в течение очного занятия самостоятельных и групповых заданий, участие в обсуждениях, презентацию своих результатов и участие в других активностях.
- Эффективные риск-коммуникации как инструмент управления рискамиРабота является продолжением семинарского занятия №13, выполняется дома и сдается на семинаре №14. Оцениваемая часть практической работы состоит из подготовки медиа-текста и живой презентации перед выбранной гипотетической аудиторией информации о возможной или случившейся опасности/риске. Основой для текста и выступления является информация об опасности/риске, полученная для некоторой территории в процессе выполнения одного из семинарских заданий или практических работ по Теме 2 “Природные риски”. Аудитория и цель коммуникации определяются выбранным ситуативным контекстом. Медиа-текст представляет собой текст до 1500 знаков, который рассказывает о возможной или случившейся опасности и предназначен для публикации на конкретном оффлайн или онлайн-ресурсе. Ресурс учащиеся выбирают самостоятельно. Презентация представляет собой публичное выступление в рамках выбранного гипотетического ситуативного контекста. Работа выполняется индивидуально или в группах по 2-3 человека, по решению преподавателя. Группы формируются самостоятельно учащимися или случайным образом, по результатам жеребьевки. Роли и задачи внутри группы учащиеся распределяют самостоятельно.
- Составление технического задания и инструкции для исполнителяПрактическая работа представляет собой написание технического задания и инструкции по его реализации для выполнения поставленной задачи (оценки техногенного риска на основе геоданных) третьим лицом. Результатом выполнения работы является несколько текстовых документов, составленных по шаблону и в свободной форме, содержащих описание методик, данных, способов их обработки и любой другой информации, оцениваемой автором как необходимой для информирования потенциального “исполнителя задачи”. Сданные текстовые материалы оцениваются преподавателем, а также демонстрируются третьим лицам для получения их отзыва о понятности и полноте инструкции, возможности ее реализовать.
- Работа с геоданнымиОцениваемые практические работы представляют собой более глубокую проработку трех выбранных семинарских заданий в Темам “Природные риски” и “Социально-экономические риски”. Цель работы, состав сдаваемых материалов и критерии оценивания объявляются в начале курса и/или на соответствующем семинаре. Работа выполняется на основе данных предоставленных преподавателем или самостоятельно подобранных студентом. Работы выполняются в течение первого и второго модуля дома и сдаются не позднее, чем за 1 рабочий день до лекции №12 (первое занятие Темы “Управление рисками”).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Работа на семинарах + 0.45 * Работа с геоданными + 0.15 * Составление технического задания и инструкции для исполнителя + 0.15 * Эффективные риск-коммуникации как инструмент управления рисками
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- At risk natural hazards, people’s vulnerability and disasters Ben Wisner . (2004).
- Paolo Gardoni, Colleen Murphy, & Arden Rowell. (2015). Risk Analysis of Natural Hazards : Interdisciplinary Challenges and Integrated Solutions. Springer.
- The economics of natural hazards. Vol.1: ., , 2004
- The economics of natural hazards. Vol.2: ., , 2004
- Walaski P. (2011). Risks and Crisis Communications: Methods and Messages. John Wiley & Sons Incorporated.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Valentina Svalova. (2019). Natural Hazards and Risk Research in Russia. Springer.