Аспирантура
2025/2026





Исследовательские парадигмы медиавоздействия и повестки дня
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ефанов Александр Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен изучению медиавоздействия, которое реализуется через установление повестки дня (agenda-setting). В современных медиакоммуникациях повестку дня конструируют не только «институционализированные» медиа, но и блогеры (прежде всего, инфлюенсеры), в результате чего их контент вступает в прямую конкуренцию, отражаясь на общественном мнении и системе норм, ценностей, установок и моделей поведения целевых аудиторий. В рамках курса планируется рассмотреть такие вопросы, как медиапрайминг и фрейминг, управление повесткой дня и влияние политики на ее конструирование, псевдо-новостные проявления (с дифференциацией фейка и постправды), а также основные форматы, технологии и эффекты agenda-setting.
Цель освоения дисциплины
- Формирование академической культуры специалиста на основе знакомства с актуальными идеями и проблемами Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
- Развитие умений и навыков проведения теоретических и эмпирических медиаисследований относительно установления повестки дня и возникающего медиавоздействия
Планируемые результаты обучения
- Анализирует медиавоздействие и установление повестки дня на профессиональном уровне, используя соответствующий категориально-понятийный аппарат
- Классифицирует ключевые теории медиавоздействия и установления повестки дня; подбирает адекватные теоретические и эмпирические методы анализа
Содержание учебной дисциплины
- Введение в Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
- Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies: ключевые концепции и подходы
- Частные вопросы Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
Элементы контроля
- Элемент контроля 1Доклад на тему ключевых концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies Аспиранты работают индивидуально. Им необходимо подготовить доклад на тему ключевых концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies (из предлагаемого преподавателем списка вопросов), проиллюстрировав конкретными кейсами. Время для выступления – 20-25 минут.
- Элемент контроля 2Применение концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies к проблематике диссертационного исследования Аспиранты работают индивидуально. Им предстоит смоделировать применение концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies к проблематике собственного диссертационного исследования. Время для выступления – 20-25 минут.
- ПосещаемостьПосещаемость непосредственным образом коррелирует с системностью работы аспирантов на семинарах – их активностью, включенностью в процесс.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd semester0.3 * Посещаемость + 0.3 * Элемент контроля 1 + 0.4 * Элемент контроля 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебник для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566710 (дата обращения: 04.07.2025).
- Ефанов, А. А. Общество во власти медиапроцессов : монография / А.А. Ефанов. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 189 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1140665. - ISBN 978-5-16-019415-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2117165
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ефанов, А. А. Социальные последствия медиавоздействия : монография / А. А. Ефанов. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-4230-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы : учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561547 (дата обращения: 04.07.2025).