• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2025/2026

Исследовательские парадигмы медиавоздействия и повестки дня

Статус: Курс по выбору
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению медиавоздействия, которое реализуется через установление повестки дня (agenda-setting). В современных медиакоммуникациях повестку дня конструируют не только «институционализированные» медиа, но и блогеры (прежде всего, инфлюенсеры), в результате чего их контент вступает в прямую конкуренцию, отражаясь на общественном мнении и системе норм, ценностей, установок и моделей поведения целевых аудиторий. В рамках курса планируется рассмотреть такие вопросы, как медиапрайминг и фрейминг, управление повесткой дня и влияние политики на ее конструирование, псевдо-новостные проявления (с дифференциацией фейка и постправды), а также основные форматы, технологии и эффекты agenda-setting.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование академической культуры специалиста на основе знакомства с актуальными идеями и проблемами Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
  • Развитие умений и навыков проведения теоретических и эмпирических медиаисследований относительно установления повестки дня и возникающего медиавоздействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует медиавоздействие и установление повестки дня на профессиональном уровне, используя соответствующий категориально-понятийный аппарат
  • Классифицирует ключевые теории медиавоздействия и установления повестки дня; подбирает адекватные теоретические и эмпирические методы анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
  • Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies: ключевые концепции и подходы
  • Частные вопросы Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Элемент контроля 1
    Доклад на тему ключевых концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies Аспиранты работают индивидуально. Им необходимо подготовить доклад на тему ключевых концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies (из предлагаемого преподавателем списка вопросов), проиллюстрировав конкретными кейсами. Время для выступления – 20-25 минут.
  • неблокирующий Элемент контроля 2
    Применение концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies к проблематике диссертационного исследования Аспиранты работают индивидуально. Им предстоит смоделировать применение концепций и подходов Media Effects Studies и Agenda-Setting Studies к проблематике собственного диссертационного исследования. Время для выступления – 20-25 минут.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещаемость непосредственным образом коррелирует с системностью работы аспирантов на семинарах – их активностью, включенностью в процесс.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd semester
    0.3 * Посещаемость + 0.3 * Элемент контроля 1 + 0.4 * Элемент контроля 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ефанов, А. А.  Социология медиакультуры и медиаобразования : учебник для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566710 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Ефанов, А. А. Общество во власти медиапроцессов : монография / А.А. Ефанов. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 189 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1140665. - ISBN 978-5-16-019415-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2117165

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ефанов, А. А. Социальные последствия медиавоздействия : монография / А. А. Ефанов. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-4230-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шостак, М. И.  Новостная журналистика. Новости прессы : учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561547 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Ефанов Александр Александрович