• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология гендерных отношений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с различными аспектами изучения гендера в исторической ретроспективе и на современном этапе развития гуманитарных наук; основными теоретическими концепциями и данными эмпирических исследований гендерной психологии, а так же методическими возможностями изучения гендерной проблематики; демонстрирует прикладные аспекты изучения гендера и формирует у студентов профессиональные навыки работы с учетом гендерных различий. Результатами освоения дисциплины: • применение гендерного подхода в психологии и объяснение психологических особенностей мужчин и женщин, обусловленных культурными и социальными условиями их жизни; • использование методик, связанных с измерением маскулинности и феминности; • применение полученных знаний для психологической работы с мужчинами и женщинами, решения прикладных проблем с учетом гендерных особенностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с различными аспектами изучения гендера в исторической ретроспективе и на современном этапе развития гуманитарных наук
  • изложить основные теоретические концепции, данные эмпирических исследований гендерной психологии, а так же методические возможности изучения гендерной проблематики
  • показать прикладные аспекты изучения гендера, сформировать у студентов профессиональные навыки работы с учетом гендерных различий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснение различий между понятиями "пол" и "гендер"
  • Сравнение существующих подходов к пониманию гендера
  • Описание предмета, областей изучения и методологических оснований гендерной психологии
  • Сравнение проблемы пола и гендера в различных философских традициях
  • Характеристика феминизма как социального движения, как идеологии и как теории альтернативной культуры
  • Описание этапов феминистского движения
  • Сравнение известных теорий гендера
  • Характеристика макросоциальных теорий гендера
  • Характеристика микросоциальных теорий гендера
  • Описание этапов становления психологии пола
  • Описание места гендерной психологии в системе научного знания
  • Сравнительная характеристика методов гендерных исследований
  • Объяснение взаимосвязи гендера и культуры в традиционной психологии
  • Описание особенностей изучения гендера в кросс-культурных исследованиях
  • Характеристика кросс-культурных гендерно-ролевых идеологий
  • Объяснение участия языка в формировании и развитии существующей гендерной системы и гендерной идеологии
  • Характеристика гендерных особенностей коммуникации
  • Сравнение воспроизведения гендера в межгрупповом и межличностном взаимодействии
  • Сравнительная характеристика социального поведения мужчин и женщин
  • Характеристика моделей гендерных отношений в системе межличностного взаимодействия
  • Сравнение гендерных особенности вербальной и невербальной коммуникации
  • Характеристика причин возникновения и способов урегулирования гендерных конфликтов разных типов
  • Характеристика механизмов гендерной социализации
  • Сравнение теорий гендерной социализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет гендерной психологии
    Понятия «пол» и «гендер». Социобиологический, психоаналитический и социогенетический подходы к пониманию гендера. Понимание гендера как: биологически обусловленных различий существования мужчин и женщин в социуме (квазигендерный подход); стратификационной категории (гендер как социальный статус); символического и дискурсного аспектов (гендер как культурная метафора); конструирования гендера (гендер как социальный конструкт) (Воронина О.А.) Основные предпосылки возникновения гендерной проблематики в гуманитарных и общественных науках. Проблема неравенства полов в феминистской традиции. Женские и гендерные исследования. Предмет, области изучения и методологические основания гендерной психологии. История и основные предпосылки становления гендерной проблематики в психологии.
  • Проблемы пола и гендера в философии
    Гендер и мифология. Проблемы пола в философии античного периода (Аристотель, Платон). Философия пола средних веков и Возрождения. Проблема пола в Европейской философской и общественно-политической мысли Нового времени (Ж.Ж.Руссо, Дж.Ст.Милль). Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения и становления феминизма: Теории утопического социализма Ш.Фурье, А.Сен-Симона и Р.Оуэна (к.18-нач. 19 веков), книга Мэри Уолстоункрафт «Оправдание прав женщины» ( 1792 г.); “Декларация прав женщины и гражданки” (1791 г.) Олимпии де Гуж.; Проблемы пола в концепциях Ф.Энгельса и А.Бебеля). Немецкая классическая философия. Философия ХХ века.Современные постмодернистские концепции М.Фуко, Ж.Дериды. Мужчина и женщина в философской, общественно-политической мысли и литературной традиции России ХIХ – начала ХХ вв. (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, Н.Г.Чернышевский, Д.Л.Андреев).
  • Феминизм и феминистские теории
    Понятие феминизма. Феминизм как социальное движение, как идеология и как теории альтернативной культуры. Этапы феминистского движения. Первая волна феминизма (сер.19-нач. ХХ века - рабочее женское движение, суфражизм.). Вторая волна феминизма (60-е г.г. ХХ века). Три основные течения феминизма: либеральный, радикальный и социалистический феминизм. Феминистские теории гендерного различия, гендерного неравенства, гендерного и структурного угнетения. Психоаналитический феминизм (Дж. Митчелл). Работы Д.Диннерстайн, Н.Ходоров, К.Гиллиган. Феминизм как создание альтернативной культуры ( 80-90 г.г. ХХ столетия). Постмодернистский феминизм (постфеминизм). Работы Э.Сиксу, Л.Иригарэ, Ю.Кристовой, Р.Брайдотти. Социокультурный эффект постмодернистского феминизма.
  • Социология пола и гендера.
    Теории гендера. Этапы развития социологии пола. Особенности проблематики социологии пола на каждом этапе развития. Гендерные исследования в социологии пола. Социология гендера. Макросоциальные теории гендера: теории конфликта, неомарксистские теории мировых систем, структурный функционализм. Структурно-функциональный анализ ( Т.Парсонс). Инструментальная и экспрессивная функция (дифференциация ролей мужчин и женщин). Микросоциальные теории гендера. Драматургический интеракционизм И.Гофмана. Понятие «гендерного дисплея». Критика теории И.Гофмана со стороны феминистских конструктивистов (К.Уэст и Д.Зиммерман). Этнометодология Гарфинкеля. Эксперименты «с нарушением привычного порядка». «Случай Агнес» - как категоризация и осуществление гендера в повседневности. Социально-конструктивистский подход П.Бергера и Т.Лукмана. Консруирование гендера на социальном и личностном уровнях.
  • Психология пола.
    Дифференциальная психология пола. Психология пола и ее роль в развитии гендерных исследований в психологии. Этапы становления психологии пола. Формирование полоролевого подхода. Первый этап (конец 19 века- 30-е г.г. ХХ столетия) – разработка проблемы пола на основе социобиологического, психоаналитического и социогенетического подходов. Основные теории, лежащие в основе социобиологии. ( Эдвард Кларк, Герберт Спенсер, Чарльз Дарвин, Патрик Геддес и Дж.Артур Томсон). Первые исследования и аналитические работы Отто Вейнингера, Г.Гейманса и др.. Сравнительные экспериментальные исследования (Хелен Томпсон, Лета Стеттер).. Психоаналитический подход. Разработка проблемы половой идентичности в психоанализе и неофрейдизме (З.Фрейд, К.Юнг, психоаналитический феминизм). Работы З.Фрейда «Психология женщины» (1933), «Женственность», «Об унижении любовной жизни», «Об особом типе «выбора объекта» у мужчины». Критика теории З.Фрейда в работах Шарлотты Перкинс Гилмен и Карен Хорни. Социогенетический подход М.Мид. Значение книги М.Мид “Взросление на Самоа” (1928) для постановки проблемы гендерной идентичности и гендерной социализации. Работа А.Б.Залкинда. Второй этап (30-е- 60-е г.г. ХХ столентия) – разработка шкал феминностимаскулинности (Терман и Майлс), шкала маскулинности (Гилфорд). Третий этап (60-е-80-е г.г.) - изучение половых различий (Э.Маккоби, К.Джэклин); Изучение проблемы андрогинии – теоретико-эмпирический и методический аспекты. Исследования С.Бем. Современные исследования андрогинии. Полоролевые теории. Теории когнитивного развития. Четвертый этап (90-е г.г.- наст. время) – понимание пола как социальной категории.
  • Становление гендерной психологии.
    Возникновение гендерной психологии. Гендерные исследования как междисциплинарный подход к изучению взаимодействия полов в культуре и социуме. Место гендерной психологии в системе научного знания. Основные направления изучения гендера. Современные тенденции развития гендерных исследований в психологии. Методология и методы гендерных исследований. Социально-конструктивистское направление в исследованиях гендера в психологии. Работы Р. Ангер, Б.Лотт, Харе-Мустин, Маречек.по исследованию проблем пола, половой дифференциации в русле социально-конструктивистской ориентации. Отличия нового взгляда на актуальные проблемы гендерной психологии от позиций, характерных для представителей полоролевого подхода.
  • Конструирование гендера в культуре
    Гендер как конструкт культуры. Взаимосвязь гендера и культуры в традиционной психологии. Гендер: emic и etic подходы. Изучение проблемы гендера в кросс - культурных исследованиях. Культура и психологические особенности мужчин и женщин (схема Дж.Берри). Гендерные различия в пространственном мышлении и тип культуры. Проявление конформности в разных типах культур. Кросс - культурные исследования гендерных различий, связанных с проявлениями агрессии. Маскулинные и феминные культуры (исследования Г. Хофстеде). Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. Исследование гендерных стереотипов (исследования Дж.Уильямса и Д.Беста). Другие исследования ролевых стереотипов. Традиционность и эгалитарность. Гендерные предубеждения. Феминность и маскулинность в образе России. Гендерные стереотипы россиян.
  • Роль языка в конструировании гендера
    Язык и пол. Роль языка в формировании и развитии существующей гендерной системы и гендерной идеологии. Язык, как выразитель половой ассиметрии на разных уровнях своего существования: семиотическом, грамматическом, лингвистическом. Лингвистический сексизм. Представление о дискурсе как особой форме речевого взаимодействия, формальных и неформальных текстах всех видов. Подходы М.Фуко, Поттера и Уэзерелла. Французская постмодернистская школа «женского письма». Работы Э.Сиксу, Л.Иригарэ, Ю.Кристовой. Женский и мужской стиль письма. Гендерные особенности коммуникации. Особенности речевого стиля мужчин и женщин. Социально-психологические последствия половых различий языка. «Коммуникативные неудачи» между мужчинами и женщинами. Гендерные исследования литературы и периодических изданий. Гендер и интернет.
  • Психология гендерных отношений
    Воспроизведение гендера в межгрупповом и межличностном взаимодействии. Модель гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности (И.С.Клецина).. Гендерное неравенство и взаимодействие полов. Социальное поведение мужчин и женщин. Гендерные стереотипы, предрассудки, проблема сексизма. Теории, объясняющие гендерные отношения на рынке труда: теория двойственных систем (Х. Хартманн, А. Янг), теории конструирования социальных гендерных практик (С. Кокберн, Р. Коннелл). Теория «гендерной композиции», рассматривающая систему гендерных практик, включенных в социальную реальность в разных сферах (труд и экономика, политика, эмоциональная сфера) (Р. Коннелл). Понятие «гендерный режим» – «правила игры» гендерных взаимодействий в различных контекстах.
  • Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия
    Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия. Альтернативные модели гендерных отношений: партнерская и доминантно–зависимая. Конструирование гендера в межличностном общении. Гендерные особенности вербальной и невербальной коммуникации. Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений. Гендерные конфликты. Определение и типы гендерных конфликтов. Причины возникновения и способы их урегулирования. Взаимодействие мужчин и женщин в семейной и профессиональной сферах социальной жизни. Особенности взаимодействия и коммуникации мужчин и женщин на работе.
  • Гендерная социализация
    Механизмы и этапы гендерной социализации. Психологические различия мужчин и женщин как результат ассиметрии гендерной социализации. Гендерные ценности, стереотипы и установки. Результаты гендерной социализации. Гендерные роли и гендерная идентичность. Основные механизмы гендерной социализации (идентификация, имитация и подражание, типизация и стереотипизация, самокатегоризация). Теория полоролевой социализации (Т. Парсонс, Р. Бейлс, М. Комаровски). Теории гендерной социализации. Психоаналитический подход. Классические работы З.Фрейда и их критика (К.Хорни). Переосмысление традиционной проблематики половой социализации в неофрейдизме и в психоаналитическом феминизме. Теории научения. Экспериментальные исследования гендерной социализации в рамках теории научения. Основные отличия теории научения от традиционной психоаналитической концепции в понимании гендерной социализации. Когнитивные теории (Л.Колберг, К.Гиллиган). Теория «гендерной схемы» (С.Бем). Процесс создания гендерной схемы. Способы воспитания ребенка без «гендерной схемы» (С.Бем). Этапы гендерной социализации в различных теориях. Периодизация жизни мужчин (Д.Левинсон). Периодизация жизни женщин (В.Стюарт, Р.Дроэдж, К.Фарст, Д.Адамс).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Решение кейса
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Решение кейса + 0.15 * Тестирование + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Ключко О. И. - ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9954-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gendernaya-psihologiya-i-pedagogika-436985

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). (переплет) ISBN 978-5-9558-0278-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/367220
  • Проблемы мужского и женского в современном мире. Гендерные роли, стереотипы и идентичность / Ижванова Е.М., - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 118 с.: 60x90 1/16 ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552939