• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория текста; Создание и редактирование текста

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Воробьев Алексей Максимович, Степанова Светлана Юрьевна
Прогр. обучения: Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины «Теория текста» - ознакомить студентов с теоретическими основами лингвистических наук, предметом изучения которых является текст (собственно лингвистика текста, стилистика текста, функциональная стилистика, интерпретация текста). Настоящая дисциплина относится к блоку обязательных дисциплин
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение навыкам самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности
  • развитие у студентов умения пользоваться понятийным аппаратом теории текста, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения, а также применять их для анализа конкретного текста
  • обучение навыкам филологического анализа текста на иностранном языке любого уровня сложности и любой жанровой принадлежности с учетом его структурно-композиционных, функционально-стилевых, культурологических факторов
  • дальнейшее формирование навыков аналитического подхода к работе над текстом и адекватное изложение его результатов на английском языке, как в устной, так и в письменной форме
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает концептуальные положения теории текста, составляющие основу теоретической и практической профессиональной подготовки лингвиста, и специалиста по межкультурной коммуникации
  • умеет работать с научной литературой, в том числе на иностранном языке, представляя результаты исследования (как в письменной, так и в устной форме)
  • знает лингвистические механизмы функционирования стилистических приемов современного английского языка, механизмы их экспрессивного воздействия на читателя / слушателя и выполняемые ими стилистические функции
  • умеет осуществлять комплексный филологический анализ текста с учетом его типологических характеристик и особенностей (структурно-композиционных, функционально-стилевых, культурологических)
  • знает специфические особенности организации и функционирования англоязычных текстов различной функционально-стилевой принадлежности
  • умеет на основе полученных знаний самостоятельно формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и находить оптимальные пути их решения
  • знает особенности языковых средств, используемых автором для достижения определенных коммуникативных и прагматических задач;
  • знает основные принципы композиционного построения текста и его структурной организации
  • умеет создавать свои собственные тексты с учетом заданных параметров
  • умеет выявлять дефектные фрагменты в текстах и исправлять ошибки в использовании языковых конструкций
  • знает методы сбора информации для подготовки текстов широкой тематики
  • умеет отбирать из общего потока информацию, необходимую для выстраивания на ее основе содержания текстов, соответствующего поставленным задачам
  • имеет навыки критической оценки своих текстов и оперативного их редактирования
  • знает основные составляющие конструкции текста – композиция, конфликт, фабула, и принципы их построения
  • знает жанровые особенности текстов, используемых в профессиональной и смежной с ней сферах
  • умеет оперативно создавать тексты различных жанров, исходя из требований профессиональной деятельности
  • имеет навыки логического и стилистического выстраивания текстов
  • знает задачи и общие принципы редактирования
  • имеет навыки различных видов правки – вычитка, сокращения, обработки, переделки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Текст как объект лингвистического исследования
    Текст как единица коммуникации. Текст – как произведение речетворческого процесса (И. Р. Гальперин). Текст как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания. Текст в семиотике: осмысленная последовательность любых знаков. Вербальный текст. Текст письменный и устный. Основные подходы к изучению текста (лингвоцентрический, когнитивный, антропоцентрический, текстоцентрический)
  • Тема 2. Цели и задачи анализа текста
    Этапы восприятия текста: собственно восприятие (непосредственное восприятие значений, прием сообщения) – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней вербальной формы) – интерпретация (раскрытие внутреннего смысла сообщения) (Н. С. Валгина, В. В. Красных). Структура: автор – текст – читатель. Речемыслительная деятельность читателя. Филологический анализ как освоение текста, его смыслового, эстетико-эмоционального и культурологического потенциала на основе его языковой стороны. Специфика собственно лингвистического анализа, стилистического, литературоведческого анализа, лингвокультурологического анализа текста
  • Тема 3. Проблемы классификации текстов
    Текст как целостное связное речевое произведение, отличающееся сложностью и многослойностью структуры. Сложность выбора критериев типологизации. Коммуникативно-прагматические факторы. Классификация В. В Виноградова: функция сообщения / функция воздействия, (informative / imaginative texts), тексты художественные и нехудожественные. Функционально-прагматическая направленность текста. Типология текстов Э. Верлиха: тексты дескриптивные, нарративные, объяснительные, аргументативные, инструктивные.
  • Тема 4. Проблемы классификации текстов Автор в художественном и нехудожественном тексте. Ракурс повествования.
    Образ автора как конструктивный признак текста. Авторская модальность. Производитель речи – субъект повествования – образ автора. Феномен литературного произведения: проекция созданного автором мира. Антропоцентризм текста: роль автора и персонажа как основных репрезентантов категории персональности. Фокализация.
  • Тема 5. Структурно-композиционное построение текста
    Трехчастное композиционное деление нехудожественного текста: вступление, основная часть, заключение. Связь содержательно-тематического плана текста с его композиционной структурой. Сюжетное построение художественного текста. Определение и функции элементов текста: экспозиции, завязки, кульминации. развязки.
  • Тема 1. Позаботимся о чистоте языка
    Современные тексты сильно замусорены иностранными словами и терминами, жаргонизмами, канцеляризмами и псевдонаучными конструкциями, использование которых совсем необязательно, затрудняет не только восприятие написанного, но и запутывает самого пишущего. Как «очищать» язык от этого мусора, подбирать простые и доступные аналоги для выражения своих мыслей
  • Тема 2. Методы сбора информации, и ее осмысления. Работа с фактурой будущего текста
    Интернет позволяет относительно быстро получить большой объем сведений по интересующему предмету. Но имеются проблемы с качеством этой информации. Поэтому возникает необходимость использовать и иные ее источники. Становится все более актуальным отбор фактов и их анализ, что помогает избежать недостоверности в текстах. Подбор и проверка фактов, их выстраивание в соответствии с задачами текста, сопоставления фактов как способ аргументации в публицистических и аналитических текстах.
  • Тема 3. Композиция текста
    Присутствие традиционных элементов композиции художественного произведения - экспозиции, завязки, интриги, развития действия, кульминации и развязки – в аналитических и публицистических текстах. Линейная композиция, ступенчатая, концентрическая, параллельная.
  • Тема 4. Функционально-смысловые типы текстов. Информационные жанры. Публицистические тексты. Аналитические тексты.
    Описание, повествование, рассуждение. Понятие жанра. Использование конкретного жанра в зависимости от целей пишущего (цель создания текста, содержание и форма текста, типичные грамматические средства оформления текста). Корреспонденция как жанр. Разновидности информационных жанров. Сообщение, «справка» как расширенная информация. Репортаж и характеристика жанра. Новостной репортаж. Интервью и его разновидности. Языковая личность интервьюера. Сфера и мотивы их использования, особенности аргументации, стиля и лексики. Основные стилевые черты в языковых уровнях (лексике, морфологии, синтаксисе). Разбор примеров текстов публицистического стиля. Информационные поводы для их подготовки, специфика аргументации, композиции, логических конструкций. Особенности отбора информации. Характеристики аналитической статьи. Этапы работы над аналитической статьей.
  • Тема 5. Принципы и технология редактирования. Виды редакторской правки. Особенности редактирования текстов для публикации в современных СМИ.
    Практическая отработка приемов на так называемых дефектных текстах. Что такое не редактируемый текст. Тексты, нуждающиеся и не нуждающиеся в авторской правке. Тексты, допускающие редакторскую правку. Вычитка, сокращение, обработка, переделка. Анализ текстов различных жанров на предмет применения редакторской правки. Требования к правке. Современные печатные СМИ. Профильные модели корпоративных СМИ: технические параметры и тип корпоративных изданий. Тексты таблоидов с точки зрения стилистики и литературного редактирования. Метафорическое моделирование в современном медиатексте. Понятие интертекстуальности. Фигуры интертекста: цитирование, парафраз, аппликация, аллюзия. Метатекст и прототекст. Виды прототекстов. Цитатное письмо. Особенности функционирования цитат в современном медиа-тексте. Медиатекст в аспекте культуры речи.
  • Тема 6. Особенности аудитории, для которой предназначены тексты.
    Выбор темы, специфика содержания, язык, стилистика, аргументация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах 3
  • неблокирующий эссе 3
  • неблокирующий экзамен 3
    Поскольку главной задачей курса было научить студентов навыкам практической работы, гораздо более адекватной и оптимальной представляется интегральная оценка, выставленная студенту по итогам всех занятий. Она более точно отражает его восприятие учебного курса и динамику совершенствования навыков. Как правило, такая интегральная оценка находится в диапазоне 8 – 10 баллов. Если кто-то из студентов недостаточно работал в период модуля, не всегда добросовестно выполнял задания, оценка будет ниже: 6 – 7 баллов. Поэтому в ходе экзамена основное внимание предполагается уделять тем, кто работал менее активно, менее успешно. Им будет предоставлена возможность качественным выполнением экзаменационных заданий повысить свою итоговую оценку.
  • неблокирующий семинарские и практические занятия 4
    При наличии медицинской справки или официального документа, подтверждающего пропуск занятия, занятие может быть отработано (выполнение самостоятельного задания на усмотрение преподавателя).
  • неблокирующий портфолио 4
    При оценке портфолио учитывается: правильность выполнения задания, оригинальность и новизна
  • неблокирующий самостоятельная работа 4
    При оценке самостоятельной работы учитывается: правильность выполнения задания, полнота освещения материала, корректные ссылки на источник материала, структура и логичность изложения, стилистическое соответствие.
  • неблокирующий экзамен 4
    Экзамен проводится в устной) форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе https://us04web.zoom.us/ или https://teams.microsoft.com/, https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * активность на семинарах 3 + 0.5 * экзамен 3 + 0.4 * эссе 3
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * портфолио 4 + 0.5 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.1 * самостоятельная работа 4 + 0.1 * семинарские и практические занятия 4 + 0.2 * экзамен 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотнова Н.С. - Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 384с. - ISBN: 978-5-9765-0789-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74765
  • Лазутина Г. В. - ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-08324-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-zhurnalistskoy-deyatelnosti-433131
  • Сбитнева А.А. - Литературное редактирование: история, теория, практика - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-9765-0768-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85947

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Солганик Г.Я. - Стилистика текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-89349-008-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74647