• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Индуктивная и вероятностная логика

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по индуктивной и вероятностной логике является одной из частей в цикле логических дисциплин, читаемых студентам-философам. Курс предполагает знание таких разделов дедуктивной логики, как логика высказываний и логика предикатов, а также знание основ математической теории вероятности. В задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании и т.п. Поэтому данный курс станет студентам-философам хорошим подспорьем при дальнейшем изучении ими теории познания, философии науки, философской логики. Особое внимание в курсе уделяется изучению миллевских методов установления причинно-следственных связей в их теоретической реконструкции, осуществленной Г.Х. фон Вригтом и основанной на понятиях необходимых и достаточных условий, а также стратегиям построения вероятностной логики, разрабатываемым в рамках различных интерпретаций вероятности (логической, частотной и персоналистской). В ходе изучения индуктивной и вероятностной логики студенты будут не только упражняться в логическом анализе индуктивных и правдоподобных умозаключений и изучать логические свойства такого рода умозаключений, но и погружаться в обсуждение философских следствий того или иного решения, принимаемого при построении рассматриваемой логики
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
  • расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
  • демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
  • развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
  • обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
  • различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
  • различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
  • вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
  • сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет индуктивной логики
    Основные этапы в развитии индуктивной логики и ее современное состояние. Рассуждение как способ обоснования. Логическая структура умозаключения. Дедуктивные и индуктивные (правдоподобные) рассуждения. Основные характеристики правильного дедуктивного рассуждения (отношение логического следования, необходимый, демонстративный характер вывода и др.). Критерий правильности дедуктивных умозаключений. Основные характеристики индуктивного (правдоподобного) рассуждения (отношение правдоподобного следования, немонотонность, проблематичность вывода и др.). Критерий силы (обоснованности) индуктивных рассуждений. Соотношение дедуктивных и индуктивных рассуждений. Некорректность традиционной трактовки дедуктивных рассуждений как выводов от общего к частному, а индуктивных – как выводов от частного к общему. Сильные и слабые индуктивные рассуждения как разновидность неправильных дедуктивных рассуждений. Энтимемный характер индуктивных рассуждений и идея демонстративной индукции. Основные подходы к построению индуктивной логики.
  • Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
    Идея индукции в логических произведениях Аристотеля. Обобщающая индукция. Полная и неполная обобщающая индукция. Статистическая и нестатистическая обобщающая индукция. Понятия выборки, популяции и погрешность выборки. Виды статистических индуктивных рассуждений: от выборки к популяции, от популяции к выборке, от выборки к выборке. Репрезентативность выборки как условие надежности статистических рассуждений. Факторы, обеспечивающие репрезентативность выборки. Предсказательная индукция. Предсказательная индукция как вывод от прошлого к будущему. Отношение между неполной обобщающей индукцией и предсказательной индукцией. Рассуждения на основе свидетельств. Энумеративная (перечислительная) и элиминативная (исключающая) индукция. Ф.Бэкон о различии между энумеративной и элиминативной индукциями. Таблицы присутствия, отсутствия и степени Бэкона как первая формулировка элиминативной индукции. Популярная и научная индукция. Ошибка «поспешного обобщения». Индукция и абдукция (вывод к наилучшему объяснению). Правдоподобный характер абдуктивных рассуждений. Роль абдукции в теоретических объяснениях. Хинтикка о дефиниторных и стратегических правилах. Индукция и аналогия. Аргументативное и неаргументативное использование аналогий. Рассуждения по аналогии, их логическая структура и виды. Аналогия как элемент любого индуктивного рассуждения. Критерии оценки рассуждений по аналогии. Математическая (или рекурсивная) индукция как вид демонстративного (доказательного) рассуждения, ее особенности и отличие от полной обобщающей индукции. Индукция как метод научного познания. Индукция как метод открытия и обоснования в классическом индуктивизме. Индукция как метод подтверждения (или обоснования) в гипотетико-дедуктивной модели научного познания. Индукция как «обратная дедукция».
  • Тема 3. Проблема индукции
    Формулировка проблемы индукции Д.Юмом. Особый характер выводов, основанных на опыте. Критика Д.Юмом идеи причинности как оправдания для выводов, основанных на опыте. Вывод Юма о невозможности рационального оправдания индукции. Невозможность создания индуктивной логики как следствие этого скептического вывода. Юм о возможности психологического оправдания индукции. Основные способы оправдания индукции. Принцип единообразия природы. Принцип индукции Б.Рассела. Индуктивное оправдание индукции (М.Блэк, Р.Брейтуэйт). Прагматистское оправдание индукции (Г.Рейхенбах). Аналитическое оправдание индукции (П. Стросон). Антииндуктивизм Поппера как решение проблемы индукции. Парадоксы подтверждения как проявление проблемы индукции на новом уровне. Парадокс черных воронов Гемпеля. Новая загадка индукции Гудмена.
  • Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
    Понятие о причинной зависимости. Причина и следствие (действие). Виды причин. Принципы причинности. Методы установления причинных связей в формулировке Дж.С.Милля. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Проблематичность выводов, полученных с помощью методов установления причинных связей, и ее источники. Экспликация понятия причины в терминах необходимых и достаточных условий. Причина как необходимое условие некоторого события. Причина как достаточное условие некоторого события. Причина как необходимое и достаточное условие некоторого события. Логическая связь между необходимыми и достаточными условиями. Методы установления причинных связей в теоретической реконструкции Г.Х. фон Вригта. Возможные обусловливающие свойства и обусловленное свойство. Простые и сложные обусловливающие свойства. Принципы элиминации. Прямой метод сходства для выявления необходимых условий. Обратный метод сходства для выявления достаточных условий. Метод различия для выявления достаточных условий. Двойной метод сходства для выявления необходимых и достаточных условий. Соединенный метод сходства и различия для выявления необходимых и достаточных условий. Применение методов установления причинных связей.
  • Тема 5. Основные концепции вероятности
    Понятие вероятности и его истолкования. Эмпирическая (дескриптивная) вероятность. Общие характеристики высказываний об эмпирической вероятности. Эпистемическая вероятность. Общие характеристики высказываний об эпистемической вероятности. Индуктивная вероятность как способ объективной оценки эпистемической вероятности. Индуктивная вероятность как мера обоснованности заключения в индуктивных рассуждениях. Основные черты индуктивной вероятности. Основные черты эпистемической вероятности. Связь между эпистемической и индуктивной вероятностью.
  • Тема 6. Исчисление вероятности
    Понятие исчисления. Аксиоматизация теории вероятностей. Основные правила и определения исчисления вероятности для безусловных (категорических) высказываний. Понятия условной вероятности и независимости высказываний. Основные правила и определения исчисления вероятностей для условных высказываний. Правило Байеса и его значение для индуктивной логики. Правило Байеса как выражение идеи обучения на опыте. Вероятность и теория принятия решений. Утилита и ожидаемое значение действия. Правило максимизации ожидаемого значения и его недостатки.
  • Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
    Классическая интерпретация вероятности. Понятие априорной вероятности и симметрично сбалансированных данных. Вероятность как отношение числа благоприятных исходов к общему числу возможных исходов. Принцип равновозможности. Принцип индифферентности. Парадоксы Бертрана. Логическая интерпретация вероятности. Вероятность как объективное отношение между высказываниями (Дж.М.Кейнс). Вероятность как степень подтверждения гипотезы эмпирическими данными. Вероятностная логика Карнапа, ее ключевые понятия: описание состояния, описание структуры степень подтверждения (с-функция), мера высказывания. Два способа определения меры описания состояния. Персоналистская (субъективная) интерпретация вероятности. Вероятность как мера (степень) веры в некоторое высказывание. Связь между степенью веры и совершаемым на основе этой веры действием. Измерение степеней веры с помощью ставок при заключении пари. Персональная (субъективная) вероятность как ставочный коэффициент. Условия честного пари. Голландские условия пари (Dutchbook). Принцип когерентности. Правило Байеса как способ преодоления субъективизма в оценке вероятностей высказываний по мере поступления новых данных. Байесизм, его достоинства и недостатки. Частотная интерпретация вероятности. Понятие апостериорной вероятности. Вероятность как коллективное свойство массовых явлений. Вероятность как относительная частота. Вероятность как предел относительной частоты. Трудности частотной интерпретации вероятностей. Вероятностная логика Г. Рейхенбаха. Вероятность (вес) высказывания как относительная частота истинностных значений высказываний данного типа в референтном классе высказываний. Эмпирические способы формирования референтного класса высказываний и вероятностной последовательности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий письменные домашние задания
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии по дисциплине «Индуктивная и вероятностная логика» и длится 90 минут.
  • блокирующий письменный экзамен
    Письменный экзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из оценок за элементы текущего контроля не ниже 6 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * активность на семинарских занятиях + 0.3 * контрольная работа + 0.2 * письменные домашние задания + 0.3 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров В. А., Маркин В. И., 2008