• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Современные программы исследования культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 3-й курс, 1, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Майофис Мария Львовна, Сосна Нина Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 90

Программа дисциплины

Аннотация

Одна из важных методологических особенностей наук о культуре – ее принципиальная междисциплинарность и возможность по-разному определять главный предмет исследований – культуру. На протяжении ХХ—XXI веков в этих науках был выработан целый ряд исследовательских программ, основанных на разных типах междисциплинарного синтеза и на разных типах понимания культуры; значительная часть этих программ, эволюционируя и меняясь, сохраняет влияние до сих пор и оказывает влияние на постановку и решение задач в современной науке. Поэтому в рамках бакалаврской программы по культурологии совершенно необходим курс, в котором студенты изучали бы внутреннюю логику этих программ, их методологические особенности и ограничения и их историческое значение
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основополагающих аспектов исследовательских программ по культурологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями программ исследования культуры и о методологии их изучения.
  • Владеть базовыми знаниями об истории и методологии школы «Анналов» и иконологии.
  • Владеть базовыми знаниями об истории и методологии дисциплин «история идей» и «история эмоций».
  • Владеть базовыми знаниями об истории немецкой гуманистической традиции в исследованиях культуры
  • Владеть понятиями культурной конвенции и научной парадигмы и о стоящих за ними конвенциях.
  • Знать о важнейших подходах в исследованиях культуры 1950—60-х годов.
  • Знать о всех основных работах Клиффорда Гирца и об их значении для исследования культуры
  • Владеть базовыми знаниями о рецептивной эстетике.
  • Владеть базовыми знаниями об исследовательских программах, родившихся в результате постколониального поворота.
  • Владеть базовыми знаниями об основных дискуссиях вокруг концепции Э. Саида.
  • Владеть базовыми знаниями о переводческом повороте и исследованиях культурных контактов и трансферов.
  • Владеть базовыми знаниями о концепции Ю. Хабермаса.
  • Владеть базовыми знаниями о микроистории.
  • Знать об основных исследовательских программах в изучении телесности и повседневных практик.
  • Владеть базовыми знаниями о новациях в исследованиях культуры, порожденных рефлексивным поворотом.
  • Владеть базовыми знаниями о новом историзме.
  • Владеть базовыми знаниями о гендерных исследованиях.
  • Владеть базовыми знаниями о перформативном повороте.
  • Владеть базовыми знаниями о пространственном повороте.
  • Знать об основных парадигмах и программах в современных исследованиях памяти.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История идей и история эмоций.
    История идей и история эмоций: Йохан Хёйзинга, Норберт Элиас, Дени де Ружмон.
  • Эволюция школы «Анналов». Иконология.
    Программы второго и третьего поколений школы «Анналов». Развитие программы «тотальной истории» у Жака Ле Гоффа и Эммануэля Ле Руа Ладюри. Гамбургский университет – новая демократическая модель. Работа Эрнста Кассирера. Школа Аби Варбурга и ее продолжатели. Изобретение и развитие иконологического метода: Аби Варбург и Эрвин Панофский. Пересмотр метода: Эрнст Гомбрих. Исследования традиции и памяти у Фрэнсис Йейтс.
  • Предмет исследований наук о культуре и задачи курса.
    Предмет исследований наук о культуре и задачи курса. Предпосылки современных программ и парадигм исследований культуры. Межвоенная ситуация в гуманитарных науках в Европе и США. Проблема пересечения дисциплинарных границ. Антропология как синтетический проект науки о культуре: Франц Боас, Бронислав Малиновский, Маргарет Мид. Страсбург как форпост новой французской науки. Проект «тотальной истории» в школе «Анналов»: зарождение нового метода в работах Марка Блока 1920-х годов. Методологическое завещание Марка Блока в работе «Апология истории». Фернан Бродель и проект истории повседневности
  • Немецкая гуманистическая традиция в исследованиях культуры.
    Программы исследований культуры между двумя войнами. Немецкая гуманистическая традиция (Лео Шпитцер, Эрих Ауэрбах, Лео Штраус).
  • Понятия культурной конвенции и научной парадигмы.
    Понятие культурной конвенции. Понятие научной парадигмы по Т. Куну. Новый тип внедрения и сосуществования методологий во второй половине XX века. Структурализм как первый глобальный междисциплинарный проект и его программа исследований культуры. Клод Леви-Стросс, Роман Якобсон, Ролан Барт. Структурализм в СССР. Московско-тартуская семиотическая школа.
  • Новые подходы в исследованиях культуры 1950— 60-х годов.
    «Открытие» народной культуры в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Ранний Э. Хобсбаум, Э. Томпсон, Р. Сэмюэль, Р. Уильямс. Структурализм и его программа культуральных исследований.
  • Концепции и работы Клиффорда Гирца.
    Клиффорд Гирц как исследователь культуры. Основные концепции и работы.
  • Рецептивная эстетика.
    Основные понятия и концепции рецептивной эстетики.
  • Постколониальный поворот.
    История деколонизации. Негритюд и панафриканизм (1930—1940-е). Борьба за гражданские права в США и ее влияние на исследования культуры; критика культурных иерархий. Франц Фанон. Роль ЖанаПоля Сартра в формировании постколониального подхода. «Ориентализм» Эдварда Саида. Культурные войны в США. Хоми Баба, Гаятри Спивак. Понятия гибридности, «третьего пространства», «кризиса идентичности».
  • Развитие и оспаривание концепций Э. Саида.
    Развитие и оспаривание концепций Э. Саида. Концепция внутренней колонизации А. Эткинда. Последствия постколониального поворота: политика мультикультурализма и политики, пришедшие ей на смену. Постколониальная парадигма на постсоветском пространстве. Новая имперская история и ее программа. Переосмысление понятия мировой литературы.
  • Переводческий поворот и исследования культурных контактов и трансферов.
    Переводческий поворот и исследования культурных контактов и трансферов: теории и практики.
  • Изучение публик. Концепция Ю. Хабермаса.
    Изучение публик. Концепция Ю. Хабермаса. Основные идеи и концепции.
  • Микроистория.
    Микроистория: теории и практики. Основные концепции и подходы.
  • Исследования телесности и повседневности.
    Исследования телесности и повседневности. Основные теории, концепции и методологии.
  • Рефлексивный поворот.
    Рефлексивный поворот на примерах работ Дж. Клиффорда, Х. Уайта, П. Рикера и М. де Серто.
  • Новый историзм и исследования культуры.
    Новый историзм и исследования культуры. Основные идеи, концепции, теории и методологии.
  • Перформативный поворот.
    Перформативный поворот. Фигура Виктора Тернера. Понятия лиминальности, социальной драмы, трансгресии. Теория фреймов Ирвина Гофмана.
  • Пространственный поворот.
    Пространственный поворот. Основные представители, теории, концепции.
  • Исследования памяти.
    Парадигмы и программы в современных исследованиях памяти.
  • Гендерные исследования.
    Гендерные исследования. Основные идеи, концепции, теории и методологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене с уже полученным билетом. Студент должен получить новый билет и затем отвечать по нему.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.34 * Активность на семинаре + 0.18 * Коллоквиум + 0.18 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.116 * Активность на семинаре + 0.047 * Коллоквиум + 0.047 * Контрольная работа + 0.023 * Письменные тесты + 0.233 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.233 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.301 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гирц, К., Аронсон, Д., & Корбут, А. (2011). Art as a Cultural System ; Искусство как культурная система. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB219C0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Webber, A., Steiner, H., & Staiger, U. (2009). Memory Culture and the Contemporary City : Building Sites. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=328569