Бакалавриат
2019/2020
Современные программы исследования культуры
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Майофис Мария Львовна,
Сосна Нина Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Одна из важных методологических особенностей наук о культуре – ее принципиальная междисциплинарность и возможность по-разному определять главный предмет исследований – культуру. На протяжении ХХ—XXI веков в этих науках был выработан целый ряд исследовательских программ, основанных на разных типах междисциплинарного синтеза и на разных типах понимания культуры; значительная часть этих программ, эволюционируя и меняясь, сохраняет влияние до сих пор и оказывает влияние на постановку и решение задач в современной науке. Поэтому в рамках бакалаврской программы по культурологии совершенно необходим курс, в котором студенты изучали бы внутреннюю логику этих программ, их методологические особенности и ограничения и их историческое значение
Цель освоения дисциплины
- Изучение основополагающих аспектов исследовательских программ по культурологии.
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятиями программ исследования культуры и о методологии их изучения.
- Владеть базовыми знаниями об истории и методологии школы «Анналов» и иконологии.
- Владеть базовыми знаниями об истории и методологии дисциплин «история идей» и «история эмоций».
- Владеть базовыми знаниями об истории немецкой гуманистической традиции в исследованиях культуры
- Владеть понятиями культурной конвенции и научной парадигмы и о стоящих за ними конвенциях.
- Знать о важнейших подходах в исследованиях культуры 1950—60-х годов.
- Знать о всех основных работах Клиффорда Гирца и об их значении для исследования культуры
- Владеть базовыми знаниями о рецептивной эстетике.
- Владеть базовыми знаниями об исследовательских программах, родившихся в результате постколониального поворота.
- Владеть базовыми знаниями об основных дискуссиях вокруг концепции Э. Саида.
- Владеть базовыми знаниями о переводческом повороте и исследованиях культурных контактов и трансферов.
- Владеть базовыми знаниями о концепции Ю. Хабермаса.
- Владеть базовыми знаниями о микроистории.
- Знать об основных исследовательских программах в изучении телесности и повседневных практик.
- Владеть базовыми знаниями о новациях в исследованиях культуры, порожденных рефлексивным поворотом.
- Владеть базовыми знаниями о новом историзме.
- Владеть базовыми знаниями о гендерных исследованиях.
- Владеть базовыми знаниями о перформативном повороте.
- Владеть базовыми знаниями о пространственном повороте.
- Знать об основных парадигмах и программах в современных исследованиях памяти.
Содержание учебной дисциплины
- История идей и история эмоций.История идей и история эмоций: Йохан Хёйзинга, Норберт Элиас, Дени де Ружмон.
- Эволюция школы «Анналов». Иконология.Программы второго и третьего поколений школы «Анналов». Развитие программы «тотальной истории» у Жака Ле Гоффа и Эммануэля Ле Руа Ладюри. Гамбургский университет – новая демократическая модель. Работа Эрнста Кассирера. Школа Аби Варбурга и ее продолжатели. Изобретение и развитие иконологического метода: Аби Варбург и Эрвин Панофский. Пересмотр метода: Эрнст Гомбрих. Исследования традиции и памяти у Фрэнсис Йейтс.
- Предмет исследований наук о культуре и задачи курса.Предмет исследований наук о культуре и задачи курса. Предпосылки современных программ и парадигм исследований культуры. Межвоенная ситуация в гуманитарных науках в Европе и США. Проблема пересечения дисциплинарных границ. Антропология как синтетический проект науки о культуре: Франц Боас, Бронислав Малиновский, Маргарет Мид. Страсбург как форпост новой французской науки. Проект «тотальной истории» в школе «Анналов»: зарождение нового метода в работах Марка Блока 1920-х годов. Методологическое завещание Марка Блока в работе «Апология истории». Фернан Бродель и проект истории повседневности
- Немецкая гуманистическая традиция в исследованиях культуры.Программы исследований культуры между двумя войнами. Немецкая гуманистическая традиция (Лео Шпитцер, Эрих Ауэрбах, Лео Штраус).
- Понятия культурной конвенции и научной парадигмы.Понятие культурной конвенции. Понятие научной парадигмы по Т. Куну. Новый тип внедрения и сосуществования методологий во второй половине XX века. Структурализм как первый глобальный междисциплинарный проект и его программа исследований культуры. Клод Леви-Стросс, Роман Якобсон, Ролан Барт. Структурализм в СССР. Московско-тартуская семиотическая школа.
- Новые подходы в исследованиях культуры 1950— 60-х годов.«Открытие» народной культуры в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Ранний Э. Хобсбаум, Э. Томпсон, Р. Сэмюэль, Р. Уильямс. Структурализм и его программа культуральных исследований.
- Концепции и работы Клиффорда Гирца.Клиффорд Гирц как исследователь культуры. Основные концепции и работы.
- Рецептивная эстетика.Основные понятия и концепции рецептивной эстетики.
- Постколониальный поворот.История деколонизации. Негритюд и панафриканизм (1930—1940-е). Борьба за гражданские права в США и ее влияние на исследования культуры; критика культурных иерархий. Франц Фанон. Роль ЖанаПоля Сартра в формировании постколониального подхода. «Ориентализм» Эдварда Саида. Культурные войны в США. Хоми Баба, Гаятри Спивак. Понятия гибридности, «третьего пространства», «кризиса идентичности».
- Развитие и оспаривание концепций Э. Саида.Развитие и оспаривание концепций Э. Саида. Концепция внутренней колонизации А. Эткинда. Последствия постколониального поворота: политика мультикультурализма и политики, пришедшие ей на смену. Постколониальная парадигма на постсоветском пространстве. Новая имперская история и ее программа. Переосмысление понятия мировой литературы.
- Переводческий поворот и исследования культурных контактов и трансферов.Переводческий поворот и исследования культурных контактов и трансферов: теории и практики.
- Изучение публик. Концепция Ю. Хабермаса.Изучение публик. Концепция Ю. Хабермаса. Основные идеи и концепции.
- Микроистория.Микроистория: теории и практики. Основные концепции и подходы.
- Исследования телесности и повседневности.Исследования телесности и повседневности. Основные теории, концепции и методологии.
- Рефлексивный поворот.Рефлексивный поворот на примерах работ Дж. Клиффорда, Х. Уайта, П. Рикера и М. де Серто.
- Новый историзм и исследования культуры.Новый историзм и исследования культуры. Основные идеи, концепции, теории и методологии.
- Перформативный поворот.Перформативный поворот. Фигура Виктора Тернера. Понятия лиминальности, социальной драмы, трансгресии. Теория фреймов Ирвина Гофмана.
- Пространственный поворот.Пространственный поворот. Основные представители, теории, концепции.
- Исследования памяти.Парадигмы и программы в современных исследованиях памяти.
- Гендерные исследования.Гендерные исследования. Основные идеи, концепции, теории и методологии.
Элементы контроля
- Активность на семинаре
- Письменные тесты
- Коллоквиум
- Контрольная работа
- Активность на семинаре
- Письменные тесты
- Эссе
- Коллоквиум
- Контрольная работа
- Письменные тесты
- Активность на семинаре
- Коллоквиум
- Контрольная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене с уже полученным билетом. Студент должен получить новый билет и затем отвечать по нему.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.5 * Активность на семинаре + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.34 * Активность на семинаре + 0.18 * Коллоквиум + 0.18 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты + 0.2 * Эссе
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.116 * Активность на семинаре + 0.047 * Коллоквиум + 0.047 * Контрольная работа + 0.023 * Письменные тесты + 0.233 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.233 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.301 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гирц, К., Аронсон, Д., & Корбут, А. (2011). Art as a Cultural System ; Искусство как культурная система. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB219C0
Рекомендуемая дополнительная литература
- Webber, A., Steiner, H., & Staiger, U. (2009). Memory Culture and the Contemporary City : Building Sites. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=328569