• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв.

Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Макарова Анна Львовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на третьем курсе. Основная цель – знакомство с русской живописью указанного периода, выявление характерных особенностей, формирование жанров, выявление взаимосвязей европейской и русской живописи XVIII-первой половины XIX вв. Основные разделы курса построены по хронологии: живопись петровской и елизаветинской эпохи; Санкт- Петербургская Академия художеств и русская живопись второй половины XVIII; русская живопись первой половины XIX столетия. В курсе рассматривается следующий круг проблем: формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации о западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения и переосмысления; западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад; выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление об истории русского искусства в ее соотношении с развитием европейского искусства
  • сформировать у студента представление об основных исследовательских проблемах, существующих в историографии истории русской живописи XVIII-первой половины XIX вв
  • выработать у студентов умение анализировать произведения, свободно ориентироваться в основных музейных собраниях и коллекциях русской живописи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать историю русского искусства в ее соотношении с развитием европейского искусства, основные произведения изучаемого периода, стилистические признаки произведений, научную литературу по истории русской живописи XVIII-первой половины XIX вв.
  • уметь анализировать произведения, свободно ориентироваться в основных музейных собраниях и коллекциях русской живописи
  • владеть основными научными методами анализа произведений искусства, принятыми в современном искусствоведении и навыками их представления в принятых в профессиональной среде формах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв.. Введение в русскую живопись XVIII – первой половины XIX вв.
    История изучения русского искусства. Истоки русского искусства. Основные живописные школы конца XVII века. Культурные связи с Европой. Периодизация. Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени. 1730-е -1750-е гг. – «аннинское» и «елизаветинское» барокко (конец 1750-х гг. - рококо), искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I: 1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм. Вторая половина 1780-х - до 1800 г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм. Первая половина XIX в. – искусство романтизма.
  • Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв. Живопись первой трети XVIII в.
    Общая характеристика культурных процессов. Реформы Петра I. Значение переноса столицы в Петербург. Искусство и становление Российской империи. Новые тенденции в живописи (сюжеты и образы, изобразительные средства и материалы, жанры). Проблема усвоения идей Ренессанса в русском искусстве Нового времени. Художественные школы и их специфика. Отказ от средневекового художественного канона как единственно возможного. Полифоничность эстетических критериев и их борьба. Сложение профессионального художественного образования в России, появление система пенсионерства. Парсуна как переходная форма русского портрета, особенности и типы. Портреты царя Алексея Михайловича (1670-е гг., ГИМ), стольника Г.П.Годунова (1686, ГИМ), воеводы И.Е. Власова (1695, Нижегородский художественный музей), боярина Л.К. Нарышкина (1690-е гг., ГИМ). Декоративные росписи и панегирическая тема в живописи. Художественный аллегоризм петровского времени. Ранний русский портрет: типология и стиль. «Преображенская серия» (портреты участников «Всепьянейшего и сумасброднейшего собора Всешутейшего князь-папы», 1690-е - начало XVIII в.). Паралеллизм с западноевропейским шутовским портретом XVII в. Творчество Ивана Никитина (около 1680 – 1742 гг.): основные этапы, стиль и типология, особенности колорита, индивидуальная манера мастера. Проблема атрибуции произведений. Значение камерного портрета. Творчество Андрея Матвеева (1702? – 1739 гг.): основные вехи жизни, значение учебы в Голландии. Освоение мифологических сюжетов, первые пробы изображения обнаженной натуры. Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе.Мастера «Россики». Художник-иностранец в России: национальное происхождение, новые возможности для деятельности, вклад в русскую культуру. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г.до смерти), Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти). Гравюра. Гравюра и книгопечатание. Гравировальная мастерская при Санкт-Петербургской типографии. Типология (ландкарты, баталии, ведуты, триумфальные шествия, портреты). Творчество Алексея Зубова (1682/83 - после 1749).
  • Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв. Живопись 1730-х - 1750-х гг.
    Новые тенденции в искусстве 1730-х гг. Активное градостроительство, развитие дворцового зодчества. Ведущая роль архитектуры и подчинение ей других видов искусства как предвестие зрелого барокко. Подъем русской культуры в правление императрицы Елизаветы (1741-1761 гг.). Роль Академии наук и деятельность М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). «Елизаветинское барокко» 1740-х - 1750 гг.: европейские эстетические принципы и их претворение в отечественном варианте стиля. Период стиля рококо (конец 1750): основные черты, камерность, использование экзотических мотивов. Расширение жанровой структуры живописи. Социальное происхождение мастеров. Типология портрета. Творчество Ивана Вишнякова (1699-1761). Черты традиционности и новаторства. Творчество Ивана Аргунова (1729-1802). Крепостной художник в русском искусстве. Обучение у Г.-Х. Гроота. Зарождение интимного портрета. Мастера «россики», их место и роль. Георг Христоф Гроот (1716-1749, в России с 1741 г. до кончины) и парадный портрет малых форм. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743, ГТГ). Пьетро деи Ротари (1707-1762) и жанр «головки» (tete d'expression). «Кабинет Мод и Граций» в Большом Петергофском дворце.
  • Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв. Живопись второй половины XVIII в.
    Русское государство при императрице Екатерине II. Особенности идеологии Просвещения в России и ее влияние на искусство. Распространение идей гражданственности и патриотизма. Обращение к античности как к общему с Европой наследию. Появление классицизма в России и его утверждение как ведущего стиля. Возникновение сентиментализма и предромантизма, их взаимоотношение с классицизмом. Академия художеств как учебная и творческая институция. Система образования и пенсионерство. Специфика академического искусства в России. Начало выставочной деятельности. Первые теоретические трактаты по эстетике, истории искусства и вопросам художественной практики, их связь с европейской наукой об искусстве (Д.А. Голицын, П.П. Чекалевский, И.Ф. Урванов). Живопись: расширение жанровой системы, иерархия жанров. Широкое распространение живописи, сложение государственных и частных художественных собраний и коллекций. Новое отношение к творческой личности. Подъем общественного статуса художника. Портрет. Творчество Федора Рокотова (1735? - 1808), основные этапы жизненного пути. Камерный и интимный портрет «Екатерининский» тип в портрете. Творчество Дмитрия Левицкого (1735-1822). Типологическое многообразие. Парадный портрет и французский тип портрета дезабилье. Серия воспитанниц Смольного института - «Смольнянки» (1772-1776, ГРМ). Костюмированный портрет. Предромантические тенденции. Камерные портреты. Влияние Лампи. Левицкий и «старые мастера». Левицкий как преподаватель Академии художеств (портретный класс). Творчество Владимира Боровиковского (1757-1825). Основные этапы. Роль Екатерины II в жизни художника. Типология портретного наследия. Сентиментализм. Творчество Степана Щукина (1762-1828). Предромантизм. «Россика» конца XVIII века. Жан-Луи Вуаль (1744-после 1803), Л.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.), Иоганн Баптист Лампи - старший (1751-1830). Историческая живопись. Разнообразие тематических источников: античная мифологии, христианство, отечественное историческое наследие. Творчество Антона Лосенко (1737-1773). Обучение в Академии художеств, пенсионерство во Франции и Италии. Бытовой жанр. Возникновение и особенности отечественного бытового жанра, исключение «низких» сцен. Появление темы крестьянства в живописи. Творчество Ивана Танкова (Тонкова) (1740/41- 1799) и Михаила Шибанова (? - после 1789). Пейзажная живопись. Позднее появление жанра в России. Основные направления: городской пейзаж, виды парков, батальные сцены. Творчество Федора Алексеева (1753 /54 ? - 1824). Пенсионерство в Италии, увлечение венецианской живописью (А. Канале и Б. Белотто). Сценическая подача композиции в пейзаже.
  • Русская живопись XVIII – первой половины XIX вв. Живопись первой половины XIX в.
    Война с Наполеоном, патриотизм и национальное самосознание. Эстетические идеи и их теоретизация Общая характеристика русской культуры XIX в. Периодизация истории искусства XIX в. Стили и направления. Классицизм, романтизм, реализм. Историко-культурный контекст первой четверти XIX века. Правление Александра I. Война с. Художественная критика. Проблема академического искусства. Взаимоотношения стилей классицизма и романтизма. Ампир. Основные тенленции художественной жизни Петербурга и послепожарной Москвы. Живопись. Русский романтизм и Европейское искусство первой половины XIX века. Новая идея художника: гения-творца и пророка. Назревание проблемы академического искусства, стремление художника к свободному выбору тем и сюжетов. Специфика русского романтизма. Роль портрета в формировании нового направления. Портрет. Творчество Ореста Кипренского (13 (24) марта 1782 - 5 (17) октября 1836), родоначальника русской романтической живописи. Типология и эволюция творчества. Новое видение личности изображаемого, круг моделей. Портреты-ансамбли, обращение к типологии ренессансного портрета. Портреты деятелей культуры. Творчество Александра Орловского (1777—1832). Образ «романтического художника». Литография. Графические портреты. Карикатуры. Пейзаж. Развитие жанра. Пейзаж и ведута. Творчество Сильвестра Щедрина (1791-1830). Особенности пленеризма. Образ Италии в пейзажах Щедрина. Творчество Василия Тропинина (1776-1858). «Жанризированный портрет»: происхождение, связь портретным искусством XVIII века. Тропинин в Москве. Жанровая живопись. Творчество Алексея Венецианова (1780-1847). Роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. Опыты в бытовом жанре. Своеобразие подхода к изображению крестьянской жизни. Роль пейзажа. Сюжеты позднего периода. Эволюция стиля. Венецианов как художник-педагог. Гравюра первой четверти XIX века. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись. Историко-культурный контекст второй четверти XIX века. Восстание декабристов и изменение общественной атмосферы. Правление Николая I. Тенденции к демократизации культуры, общественная мысль и художественная критика. Поздние этапы романтизма и академизма. Новые образовательные доктрины и художественное образование. Академия художеств и Московское училище. Живопись. Эволюция, изменения в жанровом составе. Академический классицизм и романтизм. Развитие исторического жанра. Историческая картина. Творчество Карла Брюллова (1799-1856). Основные этапы творчества. Брюллов как основатель исторического жанра в живописи романтизма. Картина «Последний день Помпеи» и ее общественное значение. Компромисс между классицизмом и романтизмом. Портреты. Рисунок и акварель. Ученики Брюллова. Творчество Федора Бруни (1799 – 1875). Подход к исторической картине. Росписи Исаакиевского собора. Творчество Александра Иванова (1806-1858). Роль и место художника в русском искусстве. Новое отношение к академической школе. Соотношение библейской и античной тематики. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Проблема ее законченности. Выставка картины в Петербурге в 1858 г. Этюдный метод художника. Человек и природа. Эволюция стиля. Влияние Фридриха Давида Штрауса на творчество Иванова. “Библейские эскизы”. Замысел и программа. Стиль. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Жанровые акварели. Бытовой жанр в живописи и графике. Григорий Гагарин, Александр Агин. Рисовальщики-иллюстраторы. Сатирическая графика. Павел Федотов (1815 – 1852) - эволюция творчества. Ранние рисунки, сепии середины 1840-х г. Бытовая картина: особенности и отличительные черты. “Нравственно-критическая” серия. Портреты. Основные работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Реферат
    Студент должен представить по одному конспекту статьи (раздела книги) в каждом из модулей. Конспект представляет собой самостоятельно сделанное сжатое изложение исходного текста, из которого должна быть ясна его структура, основные идеи и положения.
  • неблокирующий Тест
    Контрольная работа проводится на последнем занятии каждого модуля в письменном виде. Предполагает выявление знаний изобразительного искусства XVIII – начала XIX века. При выполнении задания запрещается использовать вспомогательные материалы.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в присутствии преподавателя в формате устного классического экзамена. Студенту предлагается вытянуть билет, в котором обозначены два вопроса из заранее выданного для подготовки списка. Для подготовки устного ответа отводится 15 минут, разрешается пользоваться лекционными конспектами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.2 * Реферат + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003