Бакалавриат
2019/2020
Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Дементьева Тамара Михайловна,
Кирдяшкина Ангелина Александровна,
Романченко Юлия Валентиновна,
Семенихина Наталья Валентиновна
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
198
Программа дисциплины
Аннотация
Программа «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык) призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата) согласно общеевропейским требованиям к формированию иноязычной коммуникативной компетенции (Common European Framework of Reference — CEFR). Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык), учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 45.03.02. Лингвистика, обучающихся по образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".
Цель освоения дисциплины
- Формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня A2+ (по Общеевропейской шкале уровней), достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон, для подготовки и изложения четкого и подробного сообщения на различные темы с высказыванием собственной точки зрения с анализом различных мнений, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Планируемые результаты обучения
- умеет рассказывать о себе и своем образовании
- умеет участвовать в диалоге-представлении, знакомстве
- рассказывает об образовании в Германии и России
- умеет вести дискуссию на тему «Образование»
- может принять участие в круглом столе
- спрягает слабые и сильные глаголы
- пишет письма делового и личного характера
- использует глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками
- использует рефлексивные глаголы
- использует глаголы с управлением
- умеет использовать прошедшие времена Perfekt, Präteritum
- умеет рассказывать о своем досуге и хобби
- умеет участвовать в диалоге о свободном времени
- рассказывает о любимом фильме и режиссере
- участвует в диалоге-обсуждении фильма, спектакля
- умеет делать сообщение об известном человеке
- спрягает модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени
- использует настоящее время и прошедшие времена Perfekt, Präteritum
- умеет рассказать о своем бюджете и о своих расходах
- умеет участвовать в дискуссии по поводу обращения с деньгами
- рассказывает о лотереях и их влиянии на жизнь разных людей
- умеет рассказать о потребительском поведении
- может вести диалог в банке по поводу открытия счета и перевода денег
- склоняет имена существительные
- умеет образовать и использовать сослагательное наклонение
- умеет использовать глаголы с управлением глаголов
- умеет рассказывать об офисе и оборудовании на рабочем месте
- умеет вести телефонные переговоры
- умеет назначать, отменять и переносить деловые встречи
- умеет написать письмо-приглашение личного и официального характера
- знает о правилах поведения на корпоративных мероприятиях
- склоняет имена существительные, притяжательные местоимения, личные местоимения, имена прилагательные
- умеет строить сложно-подчиненные и сложноподчиненные предложения
- умеет рассказать об отпуске, путешествии
- может сообщить о транспортных средствах
- умеет рассказать о посещении другой страны и о пребывании там
- умеет участвовать в диалоге о путешествии
- умеет строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
- умеет рассказывать о своем домашнем любимце
- умеет описать внешность и характер человека
- участвует в диалоге о плюсах и минусах домашних животных
- умеет высказать свою точку зрения, критику по поводу домашних животных и их влиянии на хозяев
- умеет написать письмо делового и личного характера
- умеет рассказывать о своей квартире, о своем доме
- может рассказать о доме своей мечты
- умеет участвовать в диалоге о своем жилье, о своем жилом районе
- умеет написать письмо о своем жилье
- умеет использовать инфинитивные конструкции
- умеет рассказывать о новостях в политике и обществе
- может рассказать о проблемах и защите окружающей среды
- умеет участвовать в дискуссии об изменениях в обществе
- рассказывает о важных изобретениях
- умеет образовать и использовать пассивный залог
Содержание учебной дисциплины
- Профессии и профессиональная деятельность. Система образования в Германии.Berufstätigkeiten. Bildungswesen in Deutschland. Лексика: Личные данные. Профессии и профессиональная деятельность. Школа. Образование. Хобби /Angaben zur Person. Berufe. Berufstätigkeiten. Schule. Ausbildung. HobbysundFreizeit. Грамматика: Глаголы в настоящем времени Präsens. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Сложное прошедшее время Perfekt. Возвратные глаголы. Родительный падеж / Verben im Präsens. Trennbare und nichttrennbare Verben. Perfekt. Reflexive Verben. Genus. Ge-nitiv. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол: «Система образования в Германии и России» / „Bildungssystem in Deutschland und Russland“
- Досуг и хобби. Музыка, фото, фильм. БиографииДосуг и хобби. Музыка, фото, фильм. Биографии/Freizeit und Hobby. Musik. Fotografie. Film. Biographie. Лексика: Свободное время. Музыка. Фотография. Фильм. Биография /Freizeit. Musik. Fotografie. Film. Biografie. Грамматика: Модальные глаголы в настоящем времени Präsens и в простом прошедшем времени Präteritum. Простое прошедшее время Präteritum правильных и неправильных глаголов. Отрицание / Modalverben im Präsens und Präteritum. Präteritum bei regelmäßigen und unregelmäßigen Verben. Negation. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол: «Свободное время и досуг в Германии и России» / „Freizeit und Freizeitaktivitäten in Deutschland und Russland“
- Деньги. Потребление. Покупки. Магазины. Банки. ЛотереиДеньги. Потребление. Покупки.Магазины. Банки. Лотереи/Geld. Konsum. Einkäufe. Geschäfte. Banken. Lotto. Лексика: Ежемесячные расходы. Магазины. Товары потребления. Покупки через телевизор и интернет. Деньги и банки. Лото /Monatliche Geldausgaben. Geschäfte. Konsumartikel. Einkaufen im Fernsehen und Internet. Geld und Banken. Lotto. Грамматика: Придаточные предложения причины(weil). Придаточные условия(wenn). Глаголы с винительным и/или дательным падежами. Сослагательное наклонение KonjunktivII – Предположение. Неопределенный артикль без существительного /Kausalangaben (weil). Kondi-tionalangaben (wenn).Verben mit Akkusativ und/oder Dativ. Personalpronomen .Konjunktiv II – Hypothese. Unbestimmter Artikel ohne Nomen. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Презентация„Расходы в России и в Германии“ / “Geldausgaben in Russland und Deutschland» - Bank - Online-Einkäufe - Online-Dienstleistungen
- Офис. Офисное оборудование. Переговоры по телефону Пожелания и поздравления. Приглашение. Праздники: Адвент и Рождество. Рождество на предприятии.Офис. Офисное оборудование. Переговоры по телефону Пожелания и поздравления. Приглашение. Праздники: Адвент и Рождество. Рождество на предприятии./ Büro. Büroausstattung. Telefonate. Glückwünscheund Gratulationen. Einladung. Лексика: Обстановка в офисе. Работа в офисе. Время. Разговоры по телефону. Фонетический алфавит. Пожелания и поздравления. Приглашение./ Büroausstattung. Bürotätigkeiten. Zeitangaben. Telefonieren. Buchstabiertafel. Wünsche. Einladung. Грамматика: Временные предлоги. Сослагательное наклонение Konjunktiv II- Вежливая просьба. Глаголы с управлением. Косвенные вопросы. Придаточные предложения дополнения (dass)/Temporale Präpositionen. Konjunktiv II - Höfliche Bitte. Verben mit Präpositionen. Indirekte Fragen. Nebensätze mit dass. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Ролевая игра«Празднование Рождества в фирме» / „Weihnachten im Betrieb“ Презентация «Праздники и обычаи в Германии и России» / «Feste und Bräuche in Deutschland und in Russland“ Презентация«Формы обращения в Германии и в России» /“Umgangsformen: Duzen und Siezen in Deutschland und Russland”
- Отпуск и путешествия. Страны. Погода. ТранспортОтпуск и путешествия. Страны. Погода. Транспорт/Urlaub und Reisen. Länder. Wetter. Verkehrsmittel. Лексика: Путешествие. Страны. Страны с разной плотностью населения. Погода. Транспорт. Посещение города /Reisen. Länder. Einwohner verschiedener Länder. Wetter. Verkehrsmittel. Stadtbesuch. Грамматика: Локальные предлоги: направление. Склонение имен прилагательных. Придаточные предложения уступки (obwohl) / Lokale Präpositionen: Richtungsangaben. Deklination der Adjektive. Konzessivangaben (obwohl). Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Проект: „Популярные места отдыха и виды отдыха в немецкоязычных странах“ / “D-A-CH-Länder: Reiseziel/Urlaubswünsche von D-A-CH-Ländern.”
- Животные и люди. Внешность и характер. Похвала и критика.Животные и люди. Внешность и характер. Похвала и критика / Tiere und Menschen. Aussehen und-Charakter. Lob und Kritik. Лексика: Животные. Люди: внешность и характер. Члены семьи. Похвала и критика / Tiere. Menschen: Aussehen und Charakter. Familienmitglieder. Lob und Kritik. Грамматика: Степени сравнения прилагательных. Рекомендации (sollten). Придаточные предложения определения. Частицы. Предлоги с винительным падежом / Komparation der Adjektive. Empfehlungen (sollten). Relativsätze. Redepartikel. Präpositionen mit Akkusativ. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Дискуссия:«Формы семьи в Германии и России» /„Lebensformen in Deutschland und Russland“
- Жилье. Мебель. Сад. РесторанЖилье. Мебель. Сад. Ресторан/Wohnen. Möbel. Garten. Restaurant. Лексика: Квартира. Расположение. Окрестности. Мебель. Порядок в доме./ Wohnung. Wohnungsumgebung. Möbel. Garten. Kräuter und Gemüse. Essen. Restaurantbesuch. Грамматика: Глаголы с указанием места. Придаточные предложения времени (als, wenn). Инфинитив с частицей zu . Придаточные предложения следствия (deshalb, trotzdem). Предлоги с двойным управлением / Verben mit Lokalangaben. Temporalsätze (als, wenn). Infinitiv mit zu. Konsekutivangaben (deshalb, trotzdem). Wechselpräpositionen. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол «Домик в деревне. 6 соток» /„Das kleine Naturparadies in Deutschland und Russland“
- Политика и техника. Новости в СМИ. Окружающая среда. ИзобретенияПолитика и техника. Новости в СМИ. Окружающая среда. Изобретения/Politik und Technik. Nachrichten in den Medien. Umwelt. Erfindungen. Лексика: Газеты / Журналы. Новости: политика, экономика, культура, спорт, катастрофы. Окружающая среда. Выражение мнения. Изобретения и приборы /Zeitungen, Zeitschriften. Nachrichten: Politik, Wirtschaft, Kultur, Sport, Katastrophen. Umwelt. Meinungsäußerungen. Erfindungen und Geräte. Грамматика: Пассивный залог. Придаточные предложения цели (um ... zu).Предлоги с дательным падежом /Passiv. Finalangaben Präpositionen mit Dativ. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Кейс «Защита окружающей среды. Проблемы и их решение в Германии и России » /„Umweltprobleme und Maßnahmen zum Umweltschutz in Deutschland und Russland.“
Элементы контроля
- Проверочные работы 1-2 модульПроверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, дискуссия, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Проверочные работы 3-4 модульПроверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, дискуссия, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модульПишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модульПишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
- Итоговый устный контроль по теме 1-2 модульМонолог, диалог на заданную тему/ Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
- Итоговый устный контроль по теме 3-4 модульМонолог, диалог на заданную тему/ Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
- Экзамен 2 модуль2 год обучения Экзамен является пробой международного экзамена StartDeutsch А2 и состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть экзамена включает: 1. Лексико-грамматический тест или блок лексико-грамматических заданий. 2. Прослушивание текстов и выполнение заданий к ним. 3. Чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4. Написание письма личного характера (2 курс: объем 120 – 200 слов ). Устная часть экзамена включает: 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Монолог по заданной теме, беседа с экзаменатором по тематике курса. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог: вопросы-ответы по заданной теме, постановка вопросов по определенной теме. Формат экзамена StartDeutsch. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень А 2 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzsd2.cfm
- Экзамен 4 модуль2 год обучения Экзамен является пробой международного экзамена StartDeutsch А2 и состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть экзамена включает: 1. Лексико-грамматический тест или блок лексико-грамматических заданий. 2. Прослушивание текстов и выполнение заданий к ним. 3. Чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4. Написание письма личного характера (2 курс: объем 120 – 200 слов ). Устная часть экзамена включает: 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Монолог по заданной теме, беседа с экзаменатором по тематике курса. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог: вопросы-ответы по заданной теме, постановка вопросов по определенной теме. Формат экзамена StartDeutsch. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень А 2 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzsd2.cfm
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модуль + 0.15 * Итоговый устный контроль по теме 1-2 модуль + 0.25 * Проверочные работы 1-2 модуль + 0.4 * Экзамен 2 модуль
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модуль + 0.15 * Итоговый устный контроль по теме 3-4 модуль + 0.25 * Проверочные работы 3-4 модуль + 0.4 * Экзамен 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001
- Themen neu 2 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Schritte international 1 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
- Schritte international 2 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006