Магистратура
2019/2020
История и методология науки
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Князева Елена Николаевна
Прогр. обучения:
Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для магистров, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Магистры знакомятся с фундаментальными составляющими истории и методологии науки: историей возникновения и развития научных программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, этикой научного исследования и межкультурной коммуникации, спецификой дисциплинарных и междисциплинарных исследований, способами стимулирования креативного мышления и креативности в языке, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития постнеклассической науки.
Цель освоения дисциплины
- Цель учебного курса – сформировать у студентов систему знаний, отвечающую принятым стандартам. Вызовы современной техногенной цивилизации требуют от будущих специалистов быть а) творческими, креативно мыслящими, б) способными продуцировать новое знание и интегрировать его в соответствии с современными трендами междисциплинарного синтеза знания, в) прогнозировать и строить образы желаемого и благоприятного будущего, конструировать лингвистические, технические, экономические, социальные среды в соответствии с этими образами.
- Студент понимает смысл основных проблем и дискуссий о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки, о разграничении и наведении мостов между фундаментальным и прикладным, дисциплинарным и междисциплинарным в науке; критически оценивать явления и факты псевдонаучных и паранаучных исследований.
- Студент свободно использует концептуально-понятийный аппарат и терминологию философии науки в исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает историю становления и развития научных программ, основные методы научного исследования и стратегии научного поиска, содержание наиболее значимых философских концепций как мировоззренческих регулятивов, оказавших влияние на динамику развития научного знания в его истории и на формирование современного облика науки
- Студент должен знать: 1) предмет и проблемное поле истории и философии науки, 2) уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии; 3) знать основные школы философии науки; 4) ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития.
Содержание учебной дисциплины
- История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук (онлайн курс)Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания. Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
- Предмет и основные понятия методологии науки. Возникновение и развитие идеи научного методаПредмет методологии науки и ее связь с историей науки. Основные понятия методологии науки. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки. Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности.
Элементы контроля
- Эссе или контрольная работа
- Устный экзамен
- результат освоения онлайн курсаопределяется онлайн курсом
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * результат освоения онлайн курса + 0.5 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе или контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Философия науки. Общие проблемы : учебник для системы послевуз. проф. образования, Степин, В. С., 2008