• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Анализ фильма

Статус: Курс по выбору (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в анализ фильма и знакомит слушателей с основными историческим и теоретическими аспектами этого комплексного феномена культуры. В рамках курса слушатели смогут освоить основные концепты, используемые в анализе фильма, познакомиться с ключевыми этапами истории кино, современными техниками, используемыми исследователями кино. Выражаясь словами знаменитого русского режиссера Льва Кулешова, после освоения этого курса его слушатели будут «лучше видеть картины, лучше читать их, лучше в них разбираться». Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/FILM/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у слушателей общую ориентацию в истории развития кино, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, национально-политических. Предполагается, что в рамках курса слушатели также самостоятельно познакомятся с рекомендованными ключевыми фильмами в истории кино, спецификой различных национальных традиций кинематографа, ознакомятся с классическими текстами по теории и анализу фильма. Это позволит им освоить базовый понятийный и методологический аппарат, необходимый для артикулированного понимания и критического анализа кино.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Разбираться в основных этапах развития истории кино.
  • Узнать о семиотическом подходе к анализу фильма.
  • Разбираться в основных жанрах кинематографа и уметь отличить «жанровое» кино от «авторского».
  • Научиться анализировать боевик с обращением к структурному анализу.
  • Узнать о педагогической роли современных мультипликационных фильмов.
  • Ориентироваться в раннем советском кинематографе.
  • Разбираться в различных подходах к интерпретации и анализу кино.
  • Научиться структуралистскому и пострктуралитскому подходам к анализу фильма.
  • Узнать о ключевых изменениях, произошедших в советском кинематографе.
  • Познакомиться с ключевыми подходами к анализу сериалов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зарождение и основные этапы истории кино.
    Ключевые произведения раннего кино. Анализ фильма: основные измерения. Различные подходы к интерпретации и анализу кино. Категории формального анализа фильма. План/кадр. Раскадровка. Внутрикадровый монтаж. Монтаж: основные виды. Классические фильмы в истории монтажа. Эффект Кулешова. Транскрипты и протоколы. Протокол кадров. Протокол сцен. Визуализация протоколов.
  • Анализ фильма: основные измерения.
    Различные подходы к интерпретации и анализу кино. Транскрипты и протоколы. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Фильм как комплекс знаков.
    Синтаксис фильма и семантика фильма. Кратко о семиотике. Три аспекта знаковых система. Типология знаков: иконические, индексальные, знаки-символы. Основные семантические модели. Коннотативная функция знаков. Смысл как перспектива предмета. Сущностные характеристики смысла (Г. Фреге). Интенциональность. Смысловая структура и материя акта сознания. Чтение и понимание кинообраза (Джеймс Монако). Синтагматика нарративного фильма (Христиан Метц). Структура кинематографического кода (Умберто Эко). «Частичная иллюзия» кино (Рудольф Арнхайм). Кинематографические коды (Психо. Сцена убийства Мэрион в душе). Монтаж vs. Мизансцена. Конструктивизм и Реализм в документальном кино (Д. Вертов и Р. Флаэрти). "Рама" и "Окно" - кейсы современных фильмов.
  • «Жанровое» и «авторское» кино.
    Переход к рассмотрению истории развития кинематографа и истории кинематографических жанров. Понятие жанра. Манифест «Догма 95». Основные типы киножанров. История американского кино от Мартина Скорсезе (1995): классические жанры Голливуда. Вестерн. Классификация вестерна Вилла Райта (Will Wright). "Классический сюжет" вестерна: анализ структуры и основные фильмы. Пример "антиклассического сюжета": первый немецкий вестерн (Луис Теинкер "Император Калифорнии"). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • (Нео)структуралистские и поструктуралисткие подходы к анализу фильма.
    Вариация сюжета вестерна на тему возмездия и ее структура. Профессиональный сюжет вестерна и его критика. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Гангстерское кино.
    Боевик как жанр эпохи неолиберализма. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Современная анимация: структурные модели и идеология студии Диснея.
    Меритократия. Герой и общество. "Предназначение" героя. Меньшинства, мультикультурализм и феминизм. Теория кино: Зеркало и облик. "Видимый человек" Белы Балаша. Три парадигмы метафоры зеркала в кинематографе: 1) фильм как зеркало бессознательного зрителя; 2) рефлексивное удвоение фильма в кино; 3) фильм как миметическое зеркальное отражение Другого. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Советское кино: особенности кинематографа 1930-1940-х гг.
    Мир деревни в раннем советском кинематографе. Роль рабочего в кинематографе 30-40-х гг. Жанр мюзикла. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Советское кино: новая кинематографическая волна 1960-х.
    Новая кинематографическая волна 1960-х. Основные сюжеты послевоенного кинематографа. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Сериал как конкурент реальности: философские аспекты проблемы реальности.
    Особенности сериала как современной формы кинопродукции. Нарративная структура сериала. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Онлайн-курс (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Онлайн-курс + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anger, D. C. (1999). Other Worlds : Society Seen Through Soap Opera. Peterborough, Ont., Canada: Broadview Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=34096