Бакалавриат
2019/2020
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Волкова Ксения Владимировна,
Глазунов Евгений Владимирович,
Максимова Дарья Максимовна,
Пальчиков Герман Германович,
Сериков Олег Алексеевич,
Харлашова Кира Эдуардовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательной программы “Иностранные языки и межкультурные коммуникации”. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий, в частности, корпусного анализа и цифрового сохранения культурного наследия
Цель освоения дисциплины
- Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Культурология” и "История искусств" и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования текстов различных уровней сложности.
Планируемые результаты обучения
- Разбираются в корпусной лингвистике
- Понимает, как устроен Интернет
- Понимает, как работают поисковые системы
- Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
- Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
- Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
- Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
- Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
- Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
- Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет работать с текстом и изображениями
- Умеет работать с таблицами и графиками
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Умеет отличать различные виды данных
- Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
- Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
- Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
- Умеет создавать сайты в конструкторе сайтов
- Имеет базовые навыки визуализации данных
- Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
Содержание учебной дисциплины
- Компьютерная грамотностьПрограммное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
- Компьютерная безопасностьВиды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
- Интернет и поискИнтернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
- Корпусные технологииКорпус. Типы корпусов и их применение. Работа с имеющимися корпусами. Создание собственных корпусов.
- МедиаграмотностьСоциальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
- Базовые текстовые технологииЗнакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работНаучный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
- Работа с табличными даннымиЗнакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
- Основы работы с даннымиЧто такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
- Основы создания презентации в Power PointЗнакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
- Сбор и анализ данныхОсновы статистики. Виды распределений. Выборка и критерии значимости. Анализ данных. Проверка гипотез. Ошибки и манипулирования при работе с данными.
- Визуализация и инфографикаИнфографика и визуализация: типы представлений. Инструменты визуализации. Анализ кейсов. Voyant tools. Canva, Easel.ly, Infogr.am, InDesigne. Визуальные инструменты Excel.
- СайтыРазметка с помощью HTML, CSS. Конструкторы сайтов: Tilda, Wix, GitHub Pages.
Элементы контроля
- Онлайн курсКурс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля. Экзамен не проводится.
- Проект 1.1. Офисные приложенияЭтапы проекта: Создание плана проекта, Создание онлайн-опроса, Анализ полученных данных в опросе с помощью таблиц, Создание презентации по итогам проекта
- Проект 1.2. Средства визуализацияЭтапы: Создание инфографики, Создание сайта. Оценка за проект считается по следующей формуле: 0.75 * (1/3*шаблон сайта + 2/3*итоговый сайт) + 0.25 * инфографика.
- Защита проектаВыступление с презентацией проекта
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Защита проекта + 0.25 * Онлайн курс + 0.3 * Проект 1.1. Офисные приложения + 0.25 * Проект 1.2. Средства визуализация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kristofer Layon. (2011). Mobilizing Web Sites : Strategies for Mobile Web Implementation. [N.p.]: Peachpit Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1545969
- Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
- Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-10244-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-442471
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761