• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Цифровая грамотность

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Волкова Ксения Владимировна, Глазунов Евгений Владимирович, Максимова Дарья Максимовна, Пальчиков Герман Германович, Сериков Олег Алексеевич, Харлашова Кира Эдуардовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательной программы “Иностранные языки и межкультурные коммуникации”. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий, в частности, корпусного анализа и цифрового сохранения культурного наследия
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Культурология” и "История искусств" и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования текстов различных уровней сложности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбираются в корпусной лингвистике
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
  • Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
  • Умеет создавать сайты в конструкторе сайтов
  • Имеет базовые навыки визуализации данных
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Корпусные технологии
    Корпус. Типы корпусов и их применение. Работа с имеющимися корпусами. Создание собственных корпусов.
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Сбор и анализ данных
    Основы статистики. Виды распределений. Выборка и критерии значимости. Анализ данных. Проверка гипотез. Ошибки и манипулирования при работе с данными.
  • Визуализация и инфографика
    Инфографика и визуализация: типы представлений. Инструменты визуализации. Анализ кейсов. Voyant tools. Canva, Easel.ly, Infogr.am, InDesigne. Визуальные инструменты Excel.
  • Сайты
    Разметка с помощью HTML, CSS. Конструкторы сайтов: Tilda, Wix, GitHub Pages.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля. Экзамен не проводится.
  • неблокирующий Проект 1.1. Офисные приложения
    Этапы проекта: Создание плана проекта, Создание онлайн-опроса, Анализ полученных данных в опросе с помощью таблиц, Создание презентации по итогам проекта
  • неблокирующий Проект 1.2. Средства визуализация
    Этапы: Создание инфографики, Создание сайта. Оценка за проект считается по следующей формуле: 0.75 * (1/3*шаблон сайта + 2/3*итоговый сайт) + 0.25 * инфографика.
  • неблокирующий Защита проекта
    Выступление с презентацией проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Защита проекта + 0.25 * Онлайн курс + 0.3 * Проект 1.1. Офисные приложения + 0.25 * Проект 1.2. Средства визуализация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kristofer Layon. (2011). Mobilizing Web Sites : Strategies for Mobile Web Implementation. [N.p.]: Peachpit Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1545969
  • Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
  • Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-10244-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-442471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761