Бакалавриат
2019/2020
Анализ отраслевых рынков
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Макаров Андрей Владимирович,
Орлова Юлия Александровна,
Хомик Олеся Сергеевна,
Юсупова Гюзель Фатеховна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Анализ отраслевых рынков» направлен, с одной стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ фирм (как крупных, так и мелких), оценить влияние размера фирм на объем инноваций, их прибыли. С другой стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ структуры рынков, а также для целей экономической политики. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик в первую очередь знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий. Для менеджеров курс позволит обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществах фирм на рынках разных типов.
Цель освоения дисциплины
- Выявлять проблемы конкуренции и развития структуры рынков при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
- Использовать различные источники информации, включая данные предприятий и организаций, данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке;
Планируемые результаты обучения
- Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
- Анализирует проблемы конкурентоспособности в российской и международной бизнес-практике.
- Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения
- Сравнивать подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
- Иллюстрировать навыки подготовки и представления аргументов для оценки соответствия бизнес-практик продавцов требованиям действующего антимонопольного законодательства
Содержание учебной дисциплины
- Экономические концепции фирмыТехнологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Агентская проблема фирмы и способы ее решения. Альтернативные цели фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Модели приватизации в контексте целей фирмы. Проблемы корпоративного контроля. Организационно-правовые формы бизнеса (ОПФБ). Преимущества и недостатки разных ОПФБ. Делистинг.
- Конкурентоспособность фирмыТеоретические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности фирмы. Индикаторы конкурентоспособности в российской и международной бизнес-практике. Проблемы измерения конкурентоспособности. Корпоративное управление как источник конкурентоспособности фирмы.
- МонополияПотери общества от монополии: подходы к измерению и результаты эмпирических оценок. Естественная монополия. Субаддитивность издержек (глобальная и локальная) и устойчивость естественных монополий. Неэффективность тарифного регулирования в отраслях естественных монополий ex ante и ex post. Необходимость и проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий. Квазиконкурентные (состязательные) рынки.
- Ценовая дискриминация как стратегия фирмы.Виды ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование. Вариативный подход, пакетирование и другие формы классификации потребителей. Влияние ценовой дискриминации на конкуренцию и благосостояние.
- Рыночная структура и рыночная властьПоказатели концентрации как индикаторы структуры рынка. Продуктовые и географические границы рынка. Методы определения границ рынка. Показатели рыночной власти. Факторы, благоприятствующие рыночной власти: высокая концентрация и барьеры входа. Барьеры входа-выхода. Проблемы измерения количественных показателей рыночной власти.
- Стратегия фирмы: дифференциация продукта и реклама.Дифференциация продукта: горизонтальная и вертикальная. Дифференциация продукта и рыночная власть. Позиционирование продукта. Неполная информированность и издержки перехода. Реклама. Информирование, увещевание, сигнализирование. Интенсивность рекламы (показатель «реклама – объем продаж»). Структура рынка и интенсивность рекламы. Ценовая конкуренция и реклама: смягчение и усиление.
- Стратегия фирмы: сетевые эффекты и платформы.Сетевые эффекты потребления. Особенности спроса в условиях сетевых эффектов потребления. Сетевые эффекты потребления и структура рынков. Проблемы конкурентной политики на рынках с сетевыми эффектами потребления. Кейсы: Microsoft; Visa и Master Card; Google и Yandex и другие..
- Антимонопольная и отраслевая политика.Антимонопольная политика как часть конкурентной политики. Цели антимонопольной политики. Политика в отношении вертикальных соглашений: розничная торговля. Антимонопольная политика в отношении горизонтальных соглашений. Программа освобождения от ответственности. Антимонопольный контроль слияний. Типы и приемы экономического анализа поведения фирмы.
- Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынках олигополииПарадокс Бертрана. Предпосылки модели Бертрана и последствия отказа от них. Повторяющиеся взаимодействия и «народная теорема». Дифференциация продукта и ценовая конкуренция. Экономическая теория явного и молчаливого сговора. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Сговор и ценовая война. Влияние стратегических взаимодействий на организационно-правовые формы бизнеса.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.15 * игра + 0.25 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен + 0.1 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
- Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386
Рекомендуемая дополнительная литература
- Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012