• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Основы ситуационного управления

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Современные задачи управления социально-экономическими системами включают класс задач анализа развития системы в сложных условиях: неопределенности, неоднородности информации. Модели и моделирования являются основным инструментом для их решения, при этом наряду с формальными методами с их ограничениями и возможностями в решении практических задач, основную роль в моделировании при решении задач анализа и синтеза развития систем играет целостный учет особенностей принятия решения субъектом (когнитивный стиль, особенности окружения и пр.). Цели, задачи, структура курса. Классический подход к ситуационному управлению сложился во второй половине про-шлого века. При этом акцент делался на представлении знаний об объекте управления и спо-собах управления им на уровне логико-лингвистичечких моделей, использовании дедуктивно-го вывода для построения многошаговых решений . Вместе с тем, текущая глобальная ситуация и постнеклассический этап развития научной рациональности подразумевают необходимость принципиальной смены управленческих правил игры. Подразумевается решение проблемы обеспечения прорывного роста экономики и значительное повышение показателей качества жизни. Поэтому при проведении цифровой трансформации приоритет необходимо отдавать, прежде всего, институциональным построе-ниям, социально-гуманитарному и когнитивному аспектам в управлении, усилению внимания к вопросам гражданского и экспертного участия. При таких приоритетах сложность создания систем ситуационного управления и поддержки решений возрастает многократно. Классиче-ские, логико-лингвистичечкие и дедуктивные, подходы здесь перестают эффективно работать, требуются принципиально новые адекватные методы управления и принятия решений. В таких условиях незаменимым инструментом и одновременно институциональной средой становится Система распределенных центров поддержки принятия решений (ситуационных центров развития). Другим важным фактором становится смена или существенная модернизация парадигмы ситуационного управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Для достижения целей по формированию умений, навыков и компетенций по аналитической поддержке процессов принятия решения для стратегического и тактического управления предприятием и совершенствования процессов планирования в рамках дисциплины «Осно-вы ситуационного управления» формируются знания и навыки по одному из классических и вместе с тем актуальным ситуационным подходом к управлению сложными системами для повышения эффективности и качества управления системой в условиях
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Формирование теоретических знаний и умений в области ситуационного подхода к управлению функционирование и развитием системами разной природы: социально-экономическими, бизнес, технико-экономическими, организационными и т.п.
  • Получить представления об известных теоретических подходах (имитационный и аналитический, статистический и экспертный, ситуационный и сценарный) в области управления системами различной природы, включая и междисциплинарными систе-мами, к которым относится бизнес, государство, регион.
  • Выработка умения и практических навыков в использовании формальных моделей описания системы, оценки состояния, сценарного и ситуационного подхода для решения практических задач, развитых в классической теории управления и альтернативном подходе методологии «мягких» систем.
  • Формирование теоретических знаний и умений в области моделей и методов ситуационного управления процессами и системами в разных областях: государством, регионом и бизнесом (и другими видами систем), создания наукоемких технологогий и ряд других.
  • Изучить особенности организации построения формальных, формализованных, сла-боформализованных моделей в условиях доступности информации разного типа: на основе количественных данных, качественных данных ( неструктурированной ин-формации) и знаниях ( особенности организации работы с экспертными сообщества-ми).
  • Формирования теоретических знаний и умений об информационных технологиях в области систем ситуационного управления: особенности организации, проектирования, внедрения.
  • Формирования представления о рынке современных систем поддержки принятия ре-шений, реализующих принципы ситуационного управления, формирования спроса на их применения в современном обществе и экономике в России и Зарубежом.
  • • Изучить методологии разработки и реализации моделей систем на основе экспертно-го подхода, а также качественных моделей в слабоструктурированных проблемных ситуациях, отличающихся неполнотой информации.
  • Выработка умений и практических навыков в проектировании информационно-аналитических систем в части обоснования потребности внедрения моделирующих систем в цикле стратегического управления.
  • Изучить методологии разработки и реализации моделей систем на основе экспертно-го подхода, а также качественных моделей в слабоструктурированных проблемных ситуациях, отличающихся неполнотой информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели, задачи и структура курса. Основные понятия курса: ситуационный, системный и имитационный подходы
    Современные задачи управления социально-экономическими системами включают класс задач анализа развития системы в сложных условиях: неопределенности, неоднородности информации. Модели и моделирования являются основным инструментом для их решения, при этом наряду с формальными методами с их ограничениями и возможностями в решении практических задач, основную роль в моделировании при решении задач анализа и синтеза развития систем играет целостный учет особенностей принятия решения субъектом (когнитивный стиль, особенности окружения и пр.). Цели, задачи, структура курса. Классический подход к ситуационному управлению сложился во второй половине про-шлого века. При этом акцент делался на представлении знаний об объекте управления и спо-собах управления им на уровне логико-лингвистичечких моделей, использовании дедуктивно-го вывода для построения многошаговых решений [5,6]. Вместе с тем, текущая глобальная ситуация и постнеклассический этап развития научной рациональности [7] подразумевают необходимость принципиальной смены управленческих правил игры. Подразумевается решение проблемы обеспечения прорывного роста экономики и значительное повышение показателей качества жизни. Поэтому при проведении цифровой трансформации приоритет необходимо отдавать, прежде всего, институциональным построе-ниям, социально-гуманитарному и когнитивному аспектам в управлении, усилению внимания к вопросам гражданского и экспертного участия. При таких приоритетах сложность создания систем ситуационного управления и поддержки решений возрастает многократно. Классиче-ские, логико-лингвистичечкие и дедуктивные, подходы здесь перестают эффективно работать, требуются принципиально новые адекватные методы управления и принятия решений. В таких условиях незаменимым инструментом и одновременно институциональной средой становится Система распределенных ситуационных центров развития [3,4]. Другим важным фактором становится смена или существенная модернизация парадигмы ситуационного управления.
  • Тема 2.1. Типизация систем. Системы с обратной связью и системы с управлением:
    О понятиях системы, процессов, моделирования и моделей. Ряд признаков, которые можно положить в основу типизации систем: структурные, поведенческие, взаимоотношение с внешней средой. Обратная связь, циклы, устойчивость. Системы с управлением. Содержание семинарского занятия : Проблемные ситуации в развитии социально-экономических систем, Формулирование первичной проблемной ситуации. Определение целей и управлений развитием системы.
  • Тема 2.3. Парадигма ситуационного управления и средства инструментальной поддержки.
    Принятие сложных управленческих решений в условиях цифровой экономики для страны, как глобального объекта или ситуации, по различным функциям требует перехода на иной уровень инструментальной поддержки. Для таких объектов варианты решений должны быть предварительно апробированы как на выводах руководителей и экспертов, так и на аналогах конкретной ситуации при помощи ситуационно-имитационного и когнитивного (моделиро-вание с обогащенными семантиками) моделирования. Этот подход позволяет:  сопрягать различные математические подходы при моделировании отдельных частей (свойств) объекта, а также задавать целевые функции моделирования;  учитывать по моделировании влияние понятийных (концептуальных), дестабилизирующих и флюктуирующих факторов;  допускать многокритериальные подходы и целевые установки (цели объекта), не деформированные математической формализацией;  воспринимать потоки данных, не ограниченные требованиями ординарности, стационарности и т.п.;  воспроизводить моделируемые объекты точнее и нагляднее без существенной деформации их структуры;  исследовать объект моделирования по критериям надежности, эффективности, устойчивости, управляемости и т.п. Методы ситуационно-имитационного и когнитивного моделирования используют раз-личные инструменты анализа и оценки поставленных задач, в т.ч. системные, специально-имитационные, математические, статистические, экспертные, эвристические и др. для того, чтобы процедуры принятия решений могли применяться при управлении реальными гло-бальными проблемами и объектами страны. Литература к теме 2.3.: Базовый учебник: [5-9]. Дополнительная литература: [18 - 21].
  • Тема 2.2. Цели и задачи анализа сложных систем с учетом внешней среды(социально-экономических, организационных систем) и подходы к их описанию.
    Системы междисциплинарной природы. Неопределенность внешней среды, типизация развивающихся систем (организационных). Различие подходов к описанию систем: технический, кибернетический, системный, когнитивный. Цели и задачи анализа сложных систем с учетом внешней среды(социально-экономических, организационных систем) на примере управления развитием социально-экономических систем. Задачи и этапы при управлении целенаправленным развитием, характеристика и типы условий развития, задачи анализа и синтеза для выработки эффективного управления развитием СЭО. Содержание семинарского занятия : Описание ситуации развития системы с позиции разных подходов(имитационный и аналитический, статистический и экспертный, ситуационный и сценарный). Литература к теме 2.2: Базовый учебник: [1], [2], [3], [4]. Дополнительная литература: [8], [10].
  • Тема 3.1. Этапы построения и моделирования для исследования систем(на примере задач, связанных с управлением).
    Цикл моделирования: от формализации до интерпретации результатов для решения практических задач управления целенаправленным развитием систем. Этап формализации при решении задач синтеза и анализа развития СЭО: роль, проблемы и принципы. Основные этапы построения и модели и моделирования, принципы организации поддержки моделирования. Источники знаний о развитии СЭО: данные, информация, эксперты. Типы структурированности знаний о развитии СЭО и классификация моделей представления знаний о развитии СЭО. Имитационный и аналитический подходы к моделированию. Роль концептуального моделирования в постановке задач управления СЭО. Основные научные школы, развивающие формальные модели и методы на основе моделирования при решении задач управления развитием СЭО. Проблема достоверности моделей при решении задач синтеза и анализа развития систем и принципы снижения роли рисков при применении формальных моделей. Содержание семинарского занятия : Проблемные ситуации в развитии социально-экономических систем, Формулирование первичной проблемной ситуации. Определение целей и управлений развитием системы. Литература: 1. Базовый учебник: [1], [2], [4]. 2. Дополнительная литература: [14], [18], [19], [6-7].
  • Тема 3.2. Принципы классификации моделей для исследования эффективности и поиска управлений системами и процессами.
    Типизация задач анализа и синтеза для эффективного управления развитием СЭО и принципы их решения. Классификация моделей и подходов моделирования при их решении (Модели: концептуальные, формализованные, формальные модели. Подходы: имитационный, аналитический). Модели и моделирование рассматриваются как инструмент в решении задач управления развитием СЭО (целеполагание, планирование, организация и исполнение, контроль, коррекция ). Типизация задач анализа и синтеза развития СЭО, возникающих на разных этапах управления и в различных условиях развития (на разных эволюционных стадиях, в условиях неопределенности и пр.). Принципы и критерии выбора формальных моделей для их решения. Междисциплиарный аспект: анализ методологических принципов теории менеджмента управлению развитием СЭО и инструментальных возможностей классической теории управления и поддержки принятия решения, экскурс в знания смежных наук психологии управления (о поведении, принятии решений в сложных ситуациях и сложными объектами), когнитивный подход . Человеческий фактор при управлении системами. Роль экспертов в формировании управленческих решений: типология ошибок, проблемы и перспективы. Содержание семинарского занятия : System thinking Литература: 1. Базовый учебник: [1], [2], [4]. 2. Дополнительная литература: [7], [11], [18], [19].
  • Тема 4.1. Некоторые формальные модели (качественные и количественные) для исследования систем, развиваемых как в России, так и за рубежом.
    Системное мышление: между качественным и количественным моделированием. Модели и методы теории активных систем для управления СЭО (игровые задачи и многоагентный подход). Потоковые модели, дискретно-событийные, многоагентные, модели системной динамики. Теория и модели системной динамики событийное моделирование, моделирование процессов. Стохастический подход. Модель межотраслевого баланса Леонтьева. Эконометрические модели для управления СЭО. Моделирование социальных процессов. Дискретные модели для решения задач управления СЭО: динамические и статические модели. Сценарный и ситуационный подходы к моделированию развития СЭО. Качественные модели для управления развитием СЭО на основе экспертных знаний (когнитивные карты, советующие системы, нечеткие модели и пр.). Содержание семинарского занятия : Система моделирования Anylogic. Модели системной динамики, многоагентные, дискретно-событийные. Литература: 1. Базовый учебник: [2], [3]. 2. Дополнительная литература: [14], [12], [20], [7].
  • Тема 4.2. Слабоструктурированные проблемы при решении практических задач управления системами и моделирование на основе когнитивных карт. Разнообразие типов формальных когнитивных карт: состояние, проблемы, перспективы.
    Обзор современных моделей и методов на основе слабоформализованных и формальных когнитивных карт, а также задач, для которых применяются такие модели и методы. Место и разнообразие субъектно-формальных методов (системная динамика, концептуальное моделирование, экспертные методы, методы на основе когнитивных карт и ряд других) при решении слабоструктурированных проблем, особенности этапа структуризации знаний субъектов. Особенности задач, решаемых на основе когнитивных карт, в цикле формирования управленческих решений при анализе развития СЭС. Содержание семинарского занятия : Пример моделирования развития сложной системы на основе когнитивных карт. Разнообразие систем качественного моделирования на примере ПКМ Strice. Анализ структурных и динамических свойств исследуемой ситуации на основе когнитивной карты. Примеры применения различных типов формальных когнитивных карт к анализу практических ситуаций. Литература: 1. Базовый учебник: [2]. 2. Дополнительная литература: [14], [12], [20], [7].
  • Тема 5.1. Технологии и принципы организации комплексных информационно-аналитических систем для управления целенаправленным развитием системы: ролевой, технологический и методологические аспекты.
    Типы информационно-аналитических систем поддержки управления развитием СЭО и место в них систем моделирования. Подходы и принципы инструментальной поддержки интеллектуальной деятельности по решению задач управления СЭО , место и роль моделирования. Типовая технологическая схема интеллектуальной деятельности по управлению развитием системой: от постановки задач (целеполагания, планирования, коррекции и т.п. ) на разных этапах и уровнях управления до методологического и формального обеспечения моделями. Требования к технологиям и методам поддержки интеллектуальной деятельности по управлению развитием системой. Этап формализации при решении задач синтеза и анализа развития СЭО: роль, проблемы и принципы поддержки. Методы структуризации знаний о развитии СЭО на основе концептуальных схем ( типа, PEST, SWOT), мозговой штурм, организация и поддержка согласования знаний. Технологии и методы обработки неструктурированной (текстовой и аудиовизуальной) информации при решении задач управления социально-экономическими системами. Использование информационных систем в едином цикле поддержки аналитической деятельности при формировании управленческих решений. Поисковые технологии (структуризация информации и запросы, корпоративные поисковые системы типа Autonomy IDOL, Endeca, Attivio и др., фонемный поиск), методы автоматической классификации и синтакического и семантического анализа текстов, технологии преобразования речи в текст распознавание образов в едином цикле поддержки аналитической деятельности от структуризации проблемных ситуаций до формирования управленческих решений. Проблемы представления результатов решения задач анализа и синтеза в комплексных системах, ориентированных на первых лиц. Проблемы и принципы интеграции информационных технологий обработки информации, поддержки экспертной работы, моделирования и подготовки принятия решений при построении комплексных информационно-аналитических систем для управления целенаправленным развитием СЭО. Технологии анализа и мониторинга данных. Проблема качества данных. Технологии ана-лиза неструктурированных данных при формализации проблемных ситуаций. Технологии моделирования на основе структурированных данных . Технологии моделирования и анализа на основе структуризации информации . Технологии моделирования на основе экспертных знаний. Экспертно-аналитические сети. Социальные медиа как источник ин-формации о ситуации. Визуальная аналитика.Проблемы согласования знаний. Современ-ная инфраструктура информационно-аналитических систем. Содержание семинарского занятия : Технологии информационно-аналитической поддержки структуризации знаний о слабоструктурированных проблемных ситуациях. Технологии анализа неструктурированных данных. Литература: 1. Базовый учебник:. 2. Дополнительная литература: [13], [15].
  • Тема 5.2. Современные системы моделирования в рамках современных ИТ, поддерживающих управление системой на стратегическом, тактическом и операциональном уровне.
    Состояние, проблемы и перспективы моделирования в современных информационно-аналитических системах поддержки управленческой деятельности. Возможности и ограничения применения моделирования в управленческой деятельности. Разнообразие систем моделирования и решаемые задачи ( Sphinx SD Tools на sourceforge, AnyLogic , Simtegra MapSys , MapSim, Powersim, TRUE (Temporal Reasoning Universal Elaboration, системы качественного моделирования (ДК «Ситуация», Strice v.3.1), экспертные советующие системы) и их возможности по интеграции в системы, поддерживающие управленческую и аналитическую деятельности в социально-экономических объектах. Практика применения современных информационных технологий: проблемы, перспективы. Ситуационные центры и информационно-аналитические системы в деятельности по управлению социально-экономическими системами, потребности в моделировании, проблемы интерфейсов для первых лиц и представления результатов моделирования и анализа . Применение методов моделирования на основе когнитивных карт в системах поддержки решения задач государственного и корпоративного управления (ситуационных центров, информационно-аналитических систем). Содержание семинарского занятия : Современные системы моделирования в рамках корпоративных информационных систем: потребность в решении аналитических задач и концепция BI (создания систем бизнес-интеллекта ). Ситуационные центры и системы для первых лиц. Мозговой штурм для бизнес- проектов в сфере создания систем моделирования и визуализации знаний, ориентированных на первых лиц .. Литература 5.2: 1. Базовый учебник:. 2. Дополнительная литература: [9], [16-17].
  • Тема 6. Ситуационные центры. Уровни зрелости информационной инфраструктуры.
    Центры поддержки принятия решений: индивидуальные и коллективные . Цели и режимы работы ситуационных центров в системе управления СЭС. Задачи в цикле управления, поддерживаемые ситуационным центром. Обобщенная схема технологической поддерж-ки информационно-аналитической деятельности в системе управления СЭС. Роль моде-лирования. Принципы оценки уровня зрелости информационной инфраструктуры СЭС. Принципы формирования проекта по реализации ситуационного управления развитием систем. Литература к теме 6.: Базовый учебник: [5-9]. Дополнительная литература: [18 - 21].
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе, домашние задания,проект
  • неблокирующий Индивидуальный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    контрольная работа и домашнее задание. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле: Отекущий = 0,5*Опр + 0,5*Орсем, где Опр.зад – оценка за практ зад., Орсем – оценка за домашнее задание.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • David Loshin. (2009). Business Intelligence Solutions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4441849
  • Field-theoretic methods ; Encyclopedia of Complexity and Systems Science, Robert A. Meyers (ed.), Springer; New York, 2009; pp. 3360-3374. (n.d.). https://doi.org/10.1007/978-0-387-30440-3_200
  • Simon, H. A. (1978). Rational Decision-Making in Business Organizations. Nobel Prize in Economics Documents. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ris.nobelp.1978.001
  • Авдеева, З., Коврига, С., Макаренко, Д., & Максимов, В. (2007). Когнитивный Подход В Управлении. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D98B485A
  • Губанов, Д.А. Сетевая экспертиза : учебное пособие / Губанов Д.А., Коргин Н.А., Новиков Д.А., Райков А.Н. — Москва : Новиков Дмитрий Александрович, 2010. — 168 с. — ISBN 978-5-91450-037-2. — URL: https://book.ru/book/917344 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • ЕРМАКОВ А.Н., КЛИМЕНКО С.В., МЕРКУЛОВ А.А., ПАНФИЛОВ С.А., & РАЙКОВ А.Н. (2015). Облачный Фреймворк Для Интеграции Сетевых Экспертных И Аналитических Средств. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6F88E638

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абрамова, Н., & Авдеева, З. (2008). Когнитивный Анализ И Управление Развитием Ситуаций: Проблемы Мето Дологии, Теории И Практики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E18FB29D
  • Авдеева, З., Коврига, С., & Макаренко, Д. (2006). Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4C806A6
  • Авдеева, З., Коврига, С., & Макаренко, Д. (2006). Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями). Управление Большими Системами: Сборник Трудов, (16). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2022695
  • Ермаков А.Н., Меркулов А.А., Панфилов С.А., & Райков А.Н. (2015). Поддержка решений в аварийных ситуациях на железной дороге на основе сетевой экспертно-аналитической системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.174A09E7
  • ЛОГИНОВ Е.Л., РАЙКОВ А.Н., & ЛОГИНОВА В.Е. (2015). Российская экономика в зоне критических рисков: моделирование процессов развития кризисных явлений и антикризисной политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBDBF3EE
  • Соколов И.А, Дрожжинов В.И., Райков А.Н., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., & Cухомлин В.А. (n.d.). Искусственный интеллект как стратегический инструмент экономического развития страны и совершенствования ее государственного управления. Часть 2. Перспективы применения искусственного интеллекта в России для государственного управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fiskusstvennyy-intellekt-kak-strategicheskiy-instrument-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-i-sovershenstvovaniya-ee-gosudarstvennogo-1
  • ХОЛОСТОВ К.М. (2013). Ситуационные Центры Как Инструмент Повышения Эффективности Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.15FC718C