Бакалавриат
2019/2020
Методология и методы социологического исследования
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Оберемко Олег Алексеевич,
Полухина Елизавета Валерьевна,
Сережкина Екатерина Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
74
Программа дисциплины
Аннотация
Это 2 часть курса «Методология и методы социологического исследования». Курс позволяет узнать специфику качественных методов, их возможности и ограничения. Студенты реализуют полевой исследовательский проект полного цикла с применением методов наблюдения и интервью
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Методология и методы социологического исследования» - заложить основы понимания специфики качественных методов, показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей качественной исследовательской стратегии, выработать практические навыки планирования и проведения полевого качественного исследования, работы с качественными методами сбора и анализа эмпирических данных.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования
- Студент знает специфику применения основных стратегий качественного исследования
- Студент сам способен грамотно проектировать качественное исследование
- Студент умеет грамотно разработать программу качественного исследования и дизайн выборки
- Студент знает особенности надежности и валидности качественного исследования
- Студент знает принципы исследовательской этики в качественном исследовании
- Студент может грамотно провести качественное интервью
- Способен самостоятельно провести исследование с использованием метода фокус-групп
- Способен самостоятельно и грамотно собрать данные с использованием метода наблюдения
- Знает особенности этнографического метода
- Знает как грамотно проанализировать собранные качественные данные
- Умеет кодировать данные в специализированном ПО
- Знает основные подходы к анализу качественных данных
Содержание учебной дисциплины
- Качественные исследования в системе социального знанияКачественный и количественный подходы в социологических исследованиях: различия онтологических и эпистемологических ориентаций. Методологические следствия для исследовательской стратегии и основные принципы качественного подхода. Роль теории. Позиция исследователя. Акцент на описании, контексте, процессе. Гибкость и низкая степень структурированности. Качественные методы в исследовательской практике и основные этапы развития качественных методов. Познавательные возможности и области применения качественных методов.
- Дизайн и проектирование качественного исследованияПонятие и виды исследовательского дизайна. Особенности дизайна качественного исследования. Линейная и итеративная модель исследования. Проектирование качественного исследования: ключевые вопросы, концепты, гипотезы. Основные типы качественного дизайна (тактики исследования). Кейс-стади, этнография, «истории жизни» и «устные истории», обоснованная теория.
- Выборка в качественном исследованииПонятие выборки в качественном исследовании. Уровни формирования выборки. Целевая выборка и варианты ее реализации (способы отбора). Теоретическая выборка и варианты ее реализации (обоснованная теория, аналитическая индукция). «Удобная» выборка. Проблемы генерализации и понятие «аналитического обобщения». Размер выборки и понятие «теоретического насыщения».
- Проблемы надежности и валидности. Исследовательская этикаТрадиционные и альтернативные критерии оценки в качественном исследовании. Процедуры триангуляции для обеспечения объективности. Принципы процедурной этики. Этические дилеммы полевого исследования
- Качественное интервьюКачественное интервью как метод исследования. Основные типы качественного интервью по степени структурированности и фокусу исследовательского интереса. Полуструктурированное интервью как метод исследования. Нарративное интервью. Путеводитель (guide) интервью, типы вопросов. Коммуникация в процессе качественного интервью. Правила транскрибирования и цитирования интервью. Основные подходы к анализу интервью: конденсация смыслов, категоризация, нарративный анализ. Проблемы интерпретации.
- Фокус-группа. Групповое интервьюФокус-группа как метод исследования. Типы фокус групп. Подготовка фокус-группы (topic guide, рекрутинг), проведение фокус-группы (модерирование, групповая динамика), анализ и отчет о результатах. Открытая групповая дискуссия. Интервью в мини-группах (диады и триады).
- Этнография. Включенное наблюдениеХарактеристика метода. Организация полевой работы. Проблемы доступа: «открытые» и «закрытые» контексты наблюдения. Репертуар ролей исследователя по степени включенности в ситуацию. «Полевой шок». Скрытое и открытое наблюдение. Коммуникации с участниками изучаемой ситуации, ключевые информанты. Полевые заметки. Фокусировка наблюдения: описательное, фокусированное, избирательное наблюдение. Параметры наблюдаемой социальной ситуации в описательном наблюдении (гранд-тур и мини-тур). Этнографическое письмо. Визуальная этнография.
- Анализ данныхОсновные стратегии анализа данных (аналитическая индукция, иллюстративный метод, метод идеальных типов, аналитическое сравнение). Основные процедуры: кодирование, как способ организации и концептуализации данных. Стратегия построения обоснованной теории и процедуры кодирования по версии А. Стросса и Дж. Корбин (концепты, категории, мемо, типы кодирования: открытое, осевое, избирательное). Качественный контент-анализ: дедуктивный и индуктивный подход. Тематический анализ.
Элементы контроля
- контрольная работа
- Протокол наблюдения
- Интервью
- Активность на семинарах
- Отчет об исследовании и презентация
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Итоговая оценка = накопленная оценка. Оценка по 10-балльной шкале формируется по следующей формуле: • 15% - контрольная работа (теория); • 30% - домашние задания (транскрипт интервью и протокол наблюдения); • 25% - активность на семинарах; • 30% - отчет (итоговый, коллективный с презентацией). В случае, если студент не получил 4 балла накопленной оценки / не пришел на презентацию/ не сдал отчет, то он приглашается на пересдачу, где ему предлагается письменно ответить на теоретические вопросы по всему курсу. Всего три вопроса в билете. Оценка за пересдачу складывается из полноты и степени проработанности ответа, а также способности студента привести свои примеры, изложить и аргументировать свою точку зрения и высказать критические соображения по поводу предмета. Оценка выставляется по 10-балльной шкале за 3 вопроса. Каждый из 3-х вопросов оценивается от 1 до 10 баллов, далее баллы суммируются, вычисляется среднее значение из 3-х.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Designing qualitative research, Flick, U., 2007
- Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018
- Hammersley, M., & Atkinson, P. (2019). Ethnography : Principles in Practice (Vol. Fourth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102503
- Qualitative inquiry & research design : choosing among five approaches, Creswell, J. W., 2013
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
- Фокус - группы в маркетинговом исследовании : методология и техники качественных исследований в социальной психологии: учеб. пособие для вузов, Мельникова, О. Т., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Constructing grounded theory : a practical guide through qualitative analysis, Charmaz, K., 2006
- Fàbregues Feijóo, S., & Paré, M.-H. (2007). CHARMAZ, Kathy C. Constructing Grounded Theory : a Practical Guide Through Qualitative Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.81402
- Flick, U. (2008). Designing Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=396461