• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Римская литература: чтение в подлиннике

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с реалиями римской культуры. В ходе занятий студенты знакомятся с понятийным аппаратом фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка; основами стихосложения и навыками чтения стихотворного и прозаического текста; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке; а также формируют навык использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием реалий римской культуры, основ латинской версификации, навыками чтения оригинальных текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ознакомлен с историей римского ораторства и знает основных представителей, а также их наиболее значимые работы и способен к художественному переводу текста.
  • Студент осведомлен о жанрах и стилях александрийской поэзии и имеет навык художественного перевода.
  • Студент имеет представление о месте Цезаря в римской и мировой литературе, способен к переводу и анализу текста.
  • Студент знает, что такое архаизирующий стиль, понимает место Саллюстия в этапах римской историографии, имеет навык перевода текста.
  • Студент владеет навыками анализа произведений Вергилия. Понимает, в чем их сущностное отличие от работ других авторов и способен к художественному переводу.
  • Студент осведомлен о влиянии Горация на римскую литературу, умеет различать эподы, оды и послания; студент знает, что такое алкеева строфа и сапфическая строфа и умеет отличать их.
  • Студент понимает место Тита Ливия в римской литературе, способен к художественному переводу.
  • Студент имеет представление о римской элегии и знает её основных представителей. Студент получает навыки художественного перевода.
  • Студент понимает особенности римской сатиры и обладает навыком её перевода.
  • Студент ориентируется в основных работах Овидия и способен к переводу его фрагментов.
  • Студент ориентируется в работах Сенеки и Лукана, понимает, в чем специфика произведений каждого автора, способен к художественному переводу текста.
  • Студент ориентируется в трактатах Петрония и способен художественно перевести отрывок "Сатирикона".
  • Студент имеет целостное представление об эпиках флавианской эпохи и способен художественно переводить фрагменты текстов.
  • Студент понимает особенности жанра эпиграммы, а также знает основных представителей римской литературы, работавших в этом жанре. Студент способен к переводу текстов.
  • Студент понимает жанровое своеобразие Светония
  • Студент понимает особенности влияния произведений Курция Руфа на европейскую литературу
  • Студент знает историю возникновения жанра диалога в римской литературе, понимает его особенности. Ориентируется в работах Тацита.
  • Студент ознакомлен с возникновением и особенностями эпистолярного жанра в литературе
  • Студент знает, что такое вторая софистика. Ориентируется в основных представителях данного направления.
  • Студент ориентируется в работах основных представителей поздней римской поэзии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства.
    Цицерон. Речи (Против Верреса. I; Против Катилины. I. В зашиту поэта Архия). Философские трактаты (О природе богов; О дивинации). Трактаты об ораторском искусстве (Об ораторе, Брут).
  • Катулл, биографические сведения.
    Александрийская поэзия в Риме: жанры и стиль.
  • Цезарь.
    Биографические сведения, его место в римской и мировой литературе. Записки о галльской войне; Записки о гражданской войне.
  • Саллюстий.
    Биографические сведения. Отношение к предшествующим этапам римской историографии. Архаизирующий стиль. «Заговор Катилины».
  • Вергилий.
    Светоний, «Жизнь Вергилия». Буколики (IV, VII), Георгики (миф об Аристее, IV), Энеида (падение Трои, II; схождение в преисподнюю, VI). Сведения о гекзаметре.
  • Гораций.
    Светоний, «Жизнь Горация». Эподы, оды, послания. Сведения о лирических размерах (алкеева строфа, сапфическая строфа). Гораций в русской литературе.
  • Тит Ливий.
    Первая декада, Ганнибалова война.
  • Римская элегия, общие сведения.
    Тибулл и Проперций.
  • Римская сатира.
    Гораций, Персий, Ювенал.
  • Овидий.
    Сенека Старший и Квинтилиан о нем. Любовные элегии. Героиды. Метаморфозы. Тристии.
  • Сенека и Лукан.
    Светоний, «Жизнь Лукана». «Фарсалия» и ее отношение к «Энеиде». Эпизод Эрихто.
  • Петроний.
    Тацит о нем (Анналы, XVI). Поэтика «Сатирикона». Пир у Трималхиона.
  • Эпики флавианской эпохи.
    Стаций, «Фиваида». Смерть Тидея (кн.VIII).
  • Жанр эпиграммы.
    Катулл. Марциал. Клавдиан.
  • Светоний.
    Жанровое своеобразие. Влияние на европейскую литературу. Эйнхард, «Жизнь Карла Великого».
  • Курций Руф, «История Александра».
    Легенда об Александре в Средние века. Вальтер Шатильонский, «Александреида»
  • Тацит.
    «История», «Анналы». Жанр диалога в римской литературе. «Диалог об ораторах».
  • Эпистолярный жанр в римской литературе.
    Цицерон, Плиний Младший, Симмах.
  • Вторая софистика.
    Апулей. Жанровое разнообразие его прозы. «Метаморфозы» как аллегорический роман. Tumor Africus. Миф о Психее в европейской литературе.
  • Поздняя римская поэзия.
    Авсоний, Клавдиан, Пруденций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Итог контрольной работы предполагает проверку, как студент владеет подлежащей контролю грамматикой/лексикой. Пользоваться словарем не разрешается. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одного текста. С текстами студенты знакомятся заранее, они направляются студентам по электронной почте. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Промежуточный контроль знаний
    Внеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (студент делает перевод латинского отрывка, преподаватель выслушивает его и задает по нему вопросы) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе платформе Zoom (https://us04web.zoom.us) и moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, зайти в moodle, взять билет. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.2 * Промежуточный контроль знаний + 0.15 * Работа на занятиях + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034
  • Солопов А. И., Антонец Е. В.-ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-458-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00291-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/latinskiy-yazyk-431140

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. — Латинско-русский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - ISBN: 978-5-9765-1304-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/2643
  • Benjamin Hall Kennedy. (1850). Palæstra Latina; or, A second Latin reading-book, adapted to the Elementary Latin grammar, by B.H. Kennedy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069379876