• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономический рост

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Теория экономического роста захватывающая, одна из самых интересных и захватывающих тем. Исследуя эмпирические факты экономического роста, понимаешь что в этой области макроэкономики еще очень много вопросов. Каковы причины экономического роста? Можем ли мы ожидать, что достигнутые темпы роста сохраняться в будущем? Может ли правительство что-либо сделать, чтобы увеличить темпы экономического роста? Почему одни станы значительно богаче других? Что могут сделать бедные страны, чтобы догнать в своем развитии богатые страны? Поиску ответов на эти вопросы посвящен курс «Экономический рост».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение ключевых принципов экономического роста и долгосрочного экономического развития отдельно взятой страны, региона и мира в целом.
  • Формирование соответствующего уровня знания и необходимых навыков по анализу процессов экономического роста и источников различия в экономической деятельности по отдельным странам и регионам мира, а также глубокое понимание вызовов и проблем, с которыми сталкиваются многие развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой при достижении ими устойчивых темпов развития.
  • Формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, активной общественной позиции, коммуникабельности толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Производить расчеты показателей экономического роста и развития
  • Решать теоретические задачи по моделям экономического роста
  • Проводить анализ оценки состояния экономического роста и долгосрочного развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию роста
    Тема 1. Экономический рост, его сущность и содержание Понятие и важность экономического роста в системе общественных наук. Основные проблемы и вызовы развития, с которыми сталкиваются отдельные страны и регионы мира. Накопление капитала, передовые технологии, уровень человеческого капитала, окружающая среда и природные ресурсы в иерархии устойчивого роста и развития. Стилизованные факты Н. Калдора (1961 г.), П. Ромера (1989 г.), В. Истерли и Р. Левин (2000 г.) Тема 2. Основной инструмент для анализа экономического роста Выявление причин в различиях темпов экономического роста между странами и регионами мира. Физический капитал и инвестиции – основополагающие инструменты анализа роста. Роль производительности труда, технологии и эффективности в долгосрочном развитии. Производственная функция для интерпретации различия в уровнях дохода и объема выпуска на работника. Темпы прироста: дискретный и непрерывный случай. Среднегодовые темпы прироста. Правило 70.
  • Модель Солоу
    Тема 3. Базовая модель Солоу Базовые предпосылки. Производственная функция. Связь экстенсивной и интенсивной формы записи производственной функции. Условия Инады. Вывод основного уравнения динамики. Экономический смысл основного уравнения динамики в модели Солоу. Траектория сбалансированного роста. Темпы роста различных показателей на траектории сбалансированного роста. Воздействие изменения нормы сбережений на капитал, выпуск и потребление на траектории сбалансированного роста; золотое правило. Эластичности по норме сбережений. Динамика, вызванная изменением нормы сбережений. Конвергенция в модели Солоу. Явное решение модели для производственной функции Кобба-Дугласа. Оценка качества модели Солоу. Модель Солоу и стилизованные факты Калдора. Влияние нормы сбережений на траекторию сбалансированного роста: модель Солоу и эмпирические данные. Фундаментальные вопросы и модель Солоу. Приложение: Природные ресурсы в модели Солоу. Аргумент Мальтуса. Эмпирические исследования, связанные с моделью Солоу. Сбережения и инвестиции. Инвестиции, рост населения и выпуск. Тема 4. Человеческий капитал – важный фактор выявления и оценки различия уровня дохода по странам Человеческий капитал как показатель здоровья нации. Взаимосвязь между здоровьем нации и ее уровнем дохода. Уровень образования как ключевой фактор формирования человеческого капитала. Изменения уровня образования и их влияние на оплату труда и доход населения. Количественный анализ воздействия различия в уровне образования на благосостояние отдельных стран мира. Модель Мэнкью-Ромера-Вэйла и фундаментальные вопросы теории роста. Критика модели Мэнкью-Ромера-Вэйла. Тема 5. Модель экономического рост с эндогенной нормой сбережения Модель Рамсея-Касса-Купманса. Поведение домашних хозяйств и фирм в модели. Бюджетное ограничение домашних хозяйств. Задача максимизации полезности домшних хозяйств. Динамика экономики в модели Рамсея-Касса-Купманса. Фазовая диаграмма. Седловая траектория. «Золотое правило» в модели Рамсея-Касса-Купманса. Эффект снижения нормы дисконтирования. Скорость приспособления и наклон седловой траектории. Скорость сходимости. Роль государства в модели Рамсея-Касса-Купманса.
  • Новая теория роста
    Тема 6. Модель научных исследований и разработок (Model of scientific researches and development или R&D) Сектор научных исследований и разработок (R&D). Предпосылки модели R&D. Анализ модели R&D. Фазовая диаграмма. Технология АК. Обоснование технологии АК. Капитал в широком смысле. Обучение опытом (Lucas). Роль общественных благ (Barro). Обобщение Ребелло.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа проводится в аудитории в виде теста и решения задач. На контрольную работу выносятся вопросы по темам 1,2,3,4.
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в виде экзамена является кумулятивным и охватывает все темы по данной дисциплине.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольная работа проводится в дистанционном формате
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Высшая макроэкономика : учебник, Ромер Д., Полтерович В.М., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Edward A. Hudson. (2015). Economic Growth. Vernon Art and Science Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.vpr.ecbook.36
  • Robert J. Barro, & Xavier Sala-i-Martin. (2003). Economic Growth, 2nd Edition. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262025531