• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История исторического знания

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Историки, которые учились в советское и постсоветское время помнят предмет, который назывался «Историография». Студент должен был составить представление об основных тенденциях развития исторической науки, о ключевых дискуссиях и парадигмах в истории. Нередко этот курс дополнялся другим предметом, который в учебных планах значился «Методология истории». К сожалению, практическое преподавание этих двух дисциплин оставляло желать лучшего. Историография нередко заменялась начетничеством и выучиванием названий монографий и авторов, забываемых после экзамена. Методология, призванная помогать студенту найти теоретические основания его исследовательской работы, превращалась в спекулятивные размышления о всемирном историческом процессе или в пересказ идей классиков. Курс «История исторического знания» пытается избежать указанных выше проблем. В основе этой дисциплины – попытка решить противоречие: «Любое теоретическое знание по-настоящему осваивается тогда, когда находит практическое применение. Настоящий историк должен иметь широкие гуманитарные знания, позволяющие ему выходить за пределы своей узкой исследовательской темы». В рамках курса студент составляет представление об основных парадигмальных дискуссиях, пытается понять методологические возможности той или иной концепции по отношению к теме своего исследования, учится оценивать работы своих коллег с точки зрения критической теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение истории, теории и форм исторического знания, аспектов дисциплинарного оформления истории
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Определяет значимость античной или средневековой историографии для современного понимания истории (на выбор)
  • Сравнивает концепции двух историков эпохи классицизма и романтизма (на выбор)
  • Анализирует эвристические возможности марксизма или позитивизма при изучении истории (на выбор)
  • Излагает концепцию одной из исторических школ ХХ века (на выбор)
  • Оценивает значимость исторического знания для современности
  • Выделяет и объясняет основные проблемы истории исторического знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая проблематика истории исторического знания
    Тема 1. Способы переживания исторического времени. «Сакральное время» архаичного человека. «Вечное возвращение» античного человека. «Всемирная эсхатология» средневекового человека. «Классическое наследие» человека эпохи Возрождения. «Сциентистски ориентированный историзм» Нового времени. Историческое время и постмодернизм. Тема 2. Историческая профессия, историческое мышление и их составляющие. Описание общественных явлений и событий. Выяснение причин возникновения общественного явления. Определение условий и их взаимосвязанности. Многообразие конкретного проявления закономерностей истории. Поиск тенденций развития и мотивов, определяющих деятельность общественных групп и отдельных лиц. Оценка исторических явлений. Сопоставление прошлого и настоящего. Умение извлекать из фактов прошлого уроки истории.
  • Античное и средневековое понимание историописания
    Тема 3. Древнегреческая историография. История Древней Греции и особенности древнегреческой историографии. Геродот. Фукидид. Ксенофонт. Диодор Сицилийский. Тема 4. Древнеримская историография. История Древнего Рима и особенности древнеримской историографии. Тит Ливий. Иосиф Флавий. Аппиан. Плутарх. Тацит. Транквилл. Тема 5. Христианская историография. Определение «Средневековья» и его границ. Средневековый историзм и риторика. Предпосылки средневековой историографии (300-500). Анналистика. Священная история Евсевия-Иеронима. Павел Орозий и Августин Аврелий. Раннее Средневековье (500-1000). Рецепция античности в Италии. Кассиодор. Рецепция античности в Испании и Британии. Исидор Севильский и Беда Достопочтенный. Каролингская эпоха. Универсальная хроника Фрекульфа. Каролингская анналистика. Оттоновская эпоха. Высокое Средневековье (1000-1300). «Возрождение XII века» и универсальная история. Оттон Фрейзингский и «Translatio imperii». Хилиазм Иоахима Флорского. Становление национальных историографий. Историография XIII века. Орденская историография. Исторические сочинения на новых европейских языках. Позднее Средневековье (1300-1500). Национальные историографии XIV века. Бургундская школа XIV-XV веков. Зарождение гуманистической историографии. Римская антикварная традиция. Национальные историографии в XV веке и гуманизм. Изучение средневековой историографии в исторической науке.
  • Историография XVI – первой половины XIX вв.
    Тема 6. Классицизм в Европе и России. Эпоха классицизма в Европе и России (XVII-XIX вв.), особенности историографии в эпоху классицизма. Европейский классицизм в XVII – середине XIX вв. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо. Самюэль Джонсон. Эдвард Гиббон. Русский классицизм во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. М.В. Ломоносов. Н.М. Карамзин. С.М. Соловьев. Н.И. Костомаров. Неоклассицизм в Европе и России. Тема 7. Романтизм в Германии, Франции и Великобритании. Эпоха романтизма в Европе (конец XVIII – первая половина XIX вв.), особенности европейской историографии в эпоху романтизма. Консерватизм. Немецкий романтизм (Ф. фон Гарденберг, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, А.В. Шлегель, Л. фон Ранке). Французский романтизм (В. Гюго, Р.Ф. де Шатобриан, Ж. де Мэстр, Л. Де Бональд, Б. Констан, Мадам де Сталь, П. Мериме). Английский романтизм (В. Скотт, Э. Бёрк, Т. Карлейль). Тема 8. Романтизм в России. Эпоха романтизма в России (XIX в.), особенности российской историографии в эпоху романтизма. Славянофильство. К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, В.И. Даль, К.Д. Кавелин, Ю.Ф. Самарин.
  • Становление научной историографии во второй половине XIX века
    Тема 9. Марксизм и история. Исторический материализм. Теория общественно-экономических формаций. Теория общественных классов. Марксисты после К. Маркса: наука и (или) идеология: (Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.В. Плеханов, К.И. Каутский, Ж. Лефевр, Э. Хобсбаум). Критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин, М. Шелер, К. Поппер). Неомарксизм. Тема 10. Позитивизм и история. Стадии истории человечества О. Конта и эволюционизм Г. Спенсера. Эмпириомонизм А.А. Богданова.
  • Историческая наука ХХ столетия
    Тема 11. Британская и американская историография ХХ века. История идей (Р.Дж. Коллингвуд, А. Лавджой, И. Берлин, К. Скиннер, П. Гордон). Теория локальных цивилизаций (А.Дж. Тойнби). Экономическая история (Р.У. Фогель, Р.К. Аллен, Р.Э. Камерон, Д. Норт). Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, З. Бжезинский). Социокультурная история (П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Р.К. Мертон). Лингвистическая метаистория (Х. Уайт). Неолиберализм (А.М. Шлезингер-младший, Э.Х. Карр). Тема 12. Школа «Анналов» и ее значение. Историческая антропология. История повседневности. М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель. Ж. Ле Гофф. Л.Р.Ладюри. Тема 13. Категория повседневности в исторических исследованиях. Микроистория в контексте национальных школ. Антропологический поворот. К.Гирц. Р.Дарнтон. К.Гинзубрг. А.Людтке. Г.Х.Медик. Российские исследования имперского и советского периодов. Тема 13. Советская историческая школа. Всеобщность исторического охвата. М.Н. Покровский как родоначальник школы советских историков. Вопросы методологии (Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, Р.Ю. Виппер, С.Л. Франк). Труды великих советских историков (Е.В. Тарле, А.В. Адо, М.А. Барг, В.Д. Блаватский, В.М. Далин, А.И. Доватур, А.В. Ефимов, А.З. Манфред, С.Д. Сказкин, С.Л. Утченко) и их место в мировой историографии. Историки предсоветского периода (Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, Е.А. Косминский). Изучение древнерусской истории (Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров), истории феодализма (С.В. Бахрушин, С.Б. Веселовский, И.И. Смирнов, Л.В. Черепнин, И.Я. Фроянов), эпохи петровских преобразований (В.В. Мавродин, В.И. Буганов), изучение аграрного строя (Н.М. Дружинин, И.Д. Ковальченко), историографии освободительного движения и истории абсолютизма (М.В. Нечкина, А.Н. Сахаров), истории промышленности (П.А.Хромов), истории рабочего класса (П.В. Волобуев), истории культуры (Д.С. Лихачев, Б.И. Краснобаев). Исследователи советского периода (П.В. Волобуев, Г.А. Герасименко, И.И. Минц, Л.М. Спирин), истории НЭПа (Э.Б. Генкина, И.Б. Берхин), истории индустриализации и коллективизации (С.П. Трапезников, В.П. Данилов), Великой Отечественной войны (М.М. Миносян, С.Д. Сахаров). Семиотика Ю.М. Лотмана. Маргинальные теории советского и постсоветского времени: «Теория пассионарности» Л.Н. Гумилева.
  • Новейшие тенденции развития исторического знания
    Тема 14. Новые направления в историографии конца XX–XXI вв. Деконструктивизм. Постмодернистская парадигма. Дискурс-анализ. Гендерные исследования в исторической науке. Memory Study. Sensory Study. История эмоций. Исследование субъектности. Теория травмы в исторической науке. Тема 15. Вызовы исторической науки XXI века. Междисциплинарность (социология, статистика, демография, психология, филология). Эмпирическая реальность и текст. Количественный анализ и «big data». Историческая информатика и «Digital humanities». Профессиональные границы и социальные статусы исследователя в России и за рубежом. Антропологический поворот. Публичная история и история памяти. Проблема демаркации научного и политически значимого знания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе1
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе2
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа1
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа2
  • неблокирующий Created with Sketch. Семинарские занятия
  • неблокирующий Created with Sketch. Коллоквиум
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Коллоквиум + 0.1 * Контрольная работа1 + 0.1 * Контрольная работа2 + 0.1 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Эссе1 + 0.1 * Эссе2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Чернобаева А.А.-ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-429-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00062-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-432153
  • Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-258-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06384-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskogo-znaniya-431979
  • Соколов А. Б.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-309-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-07181-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-novoy-i-noveyshey-istorii-437269
  • Соколов А. Б.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-166-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-07481-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-437270

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бузескул В. П. ; Под ред. Вернадского В.И., Жебелёва С.А.-ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ В РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX ВВ-М.:Издательство Юрайт,2019-371-Антология мысли-978-5-534-07361-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vseobschaya-istoriya-i-ee-predstaviteli-v-rossii-v-xix-i-nachale-xx-vv-422933
  • Володихин Д. М.-ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ XVIII — XX ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-126-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-07303-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-vydayuschiesya-istoriki-xviii-xx-vekov-433147
  • Наумова Г. Р.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-237-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-9423-0, 978-5-9916-9425-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-1-432154
  • Наумова Г. Р.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-217-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-9424-7, 978-5-9916-9425-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-2-437765
  • Соколова М. В.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-113-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10089-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272