Магистратура
2019/2020
Эмпирический анализ отраслевых рынков
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.04.01. Экономика
Где читается:
Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Леонова Людмила Аркадьевна
Прогр. обучения:
Экономика
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен изучению эмпирических методов, применяемых при анализе отраслевых рынков. В рамках курса рассматриваются основные направления теории отраслевых рынков с описанием возможного инструментария для проведения эконометрического исследования. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать теоретические основы микроэкономического анализа; владеть навыками публичной и научной речи; иметь навыки самостоятельно проведения прикладного эконометрического анализа. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы магистрантов, при выполнении магистерской диссертации, в профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Углубление знаний студентов по анализу отраслевых рынков и проведению эмпирического анализа прикладных экономических вопросов
- Освоение студентами методологии и инструментария анализа процессов и явлений, затрагивающих функционирование и взаимодействие фирм
Планируемые результаты обучения
- Выбирать и обосновывать необходимость применения конкретных эмпирических методов при анализе задач теории отраслевых рынков
- Интерпретировать результаты эмпирической оценки и делает выводы с использованием профессиональной терминологии
- Организовывать эффективные формы межличностной коммуникации в целях проведения эмпирического анализа отраслевых рынков, презентации его результатов как в устной, так и письменной форме
- Формулировать и распознавать базовые понятия теории отраслевых рынков
- Интегрировать эконометрические методы анализа данных и теорию отраслевых рынков для моделирования и эмпирического тестирования факторов спроса на товар
Содержание учебной дисциплины
- Эмпирические исследования теории отраслевых рынков: основные понятия и направления изученияНеобходимость эмпирических исследований в теории отраслевых рынков. Эволюция подходов в эмпирических исследованиях отраслевых рынков. Основные понятия теории отраслевых рынков. Эконометрические методы, применяемые при анализе отраслевых рынков: постановка и методы оценивания. Применение теории игр в теории отраслевых рынков.
- Структурные моделиРазличие структурных и неструктурных моделей. Сравнение структурных моделей с другими видами эконометрических моделей. Оценка структурных моделей. Примеры использования структурных моделей в теории отраслевых рынков при исследовании рыночной власти, дифференциации продуктов, аукционов, регулирования рынков.
- Моделирование спроса и предложения в теории отраслевых рынковСпрос и предложение. Рыночное равновесие. Эмпирическое моделирование спроса и предложения. Одновременные уравнения. Проблемы эконометрической оценки уравнений спроса и предложения. Выбор инструментальных переменных.
- Динамические моделиСлучаи применения динамических моделей. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Анализ динамики одного агента. Динамические игры (случай нескольких агентов). Эконометрические модели временных рядов в приложении теории отраслевых рынков.
- Оценка производственной функцииПонятие производственной функции. Проблема эндогенности. Особенности, достоинства и недостатки эконометрических методов, используемых при эмпирической оценке производственной функции: МНК, метод инструментальных переменных, оценки с использованием панельных данных, обобщенный метод моментов для динамических панельных данных.
- Подготовка к контрольной работеСамостоятельная работа студента по подготовке к контрольной работе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.5 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Розанова Н.М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 798с. - ISBN: 978-5-9916-4929-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397
Рекомендуемая дополнительная литература
- Путеводитель по современной эконометрике, учебно-методическое пособие, пер. с англ. В. А. Банникова ; науч. ред. и предисл. С. А. Айвазяна, 616 с., Вербик, М., 2008
- Розанова Н. М. - КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 343с. - ISBN: 978-5-534-05140-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konkurentnye-strategii-sovremennoy-firmy-434039