• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Литература Индии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Дубянский Александр Михайлович, Русанов Максим Альбертович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса – предложить студентам анализ всех значительных произведений рассматриваемого периода, дать характеристику всех известных нам литературных жанров существовавших в индийской древности и средневековье, выделить процессы, определявшие развитие литературы. Курс дает развернутое представление о древне и средневековой индийской литературе. Следует отметить, что этот курс предназначен для студентов изучающих санскрит как основной восточный язык. Поэтому многие произведения, получающие освещение в лекциях, предусмотренных данной программой, будут прочитаны (целиком или фрагментарно) на языковых занятиях. Таким образом, те навыки анализа санскритских художественных текстов, которые учащиеся приобретут в ходе слушания курса, будут укреплены и развиты при работе с памятниками санскритской поэзии и прозы в последующие годы обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В ходе освоения дисциплины учащиеся получат достаточно широкое представление о древнеиндийском литературном каноне. Любая литература Древнего Востока отделена от современного читателя и исследователя тем, что она создавалась в удаленную от нас эпоху и в чужой для нас культуре. Каждый, кто впервые обращается к такого рода словесности, неизбежно применяет к ней критерии, выработанные собственным культурным опытом. Это приводит к непониманию смысла и художественных достоинств отдельных произведений и к формированию искаженной картины литературного процесса в целом. Только в результате осознанного и целенаправленного изучения поэтики древней литературы, можно приблизиться к такому прочтению ее памятников, которое предполагалось их создателями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность дать обобщенную характеристику основных исторических периодов и региональных особенностей индийской литературы.
  • Воспроизведение жанровых особенностей ведийского канона.
  • Представление о жанрах Типитаки. Знание основных характеристик каждого этапа развития палийской литературы.
  • Воспроизведение сюжета древнеиндийских эпических поэм, основных персонажей, структуры теста. Представление о мифологических, исторических и ритуальных элементах в древнеиндийском эпосе.
  • Перечисление основных художественных особенностей поэм Ашвагхоши. Общее представление о литературном каноне Кушанской эпохи.
  • Воспроизведение содержания всех литературных произведений, сохранившихся от эпохи Гуптов. Знание основных жанров классической санскритской литературы и их характеристик.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.
    Понятие древности. Понятие традиционной культуры. Литература и «предлитература». Понятие авторства. Особенности индийской литературы. 1) Многоязычие. В индийской культуре всегда сосуществовало несколько языков словесного творчества и количество их в ходе истории увеличивалось, поскольку все новые языки и диалекты обретали статус литературных. 2) Сосуществование различных религий (брахманизм, буддизм, джайнизм и т.д.) как причина формирования нескольких взаимодействующих литературных канонов. 3) Региональность. Для древности можно выделить три региональные традиции: словесность Северной Индии, Декана и дравидийского Юга. Истории индийской литературы (Вебер, Кейт, Винтерниц, Линхардт, Уордер).
  • Тема 2. ВЕДИЙСКИЙ КАНОН.
    Общая характеристика ведийского гимна. Типологическое сравнение с гимнами, сохранившимися в других древних культурах. Сведения о быте и религии ведийских ариев. Проблема датировки Ригведы. Мнения разных специалистов (Гельднер, Пишель, Хертель, Ольденберг, Рену, Кейт, Елизаренкова). Локализация ведийской культуры по топонимам и реалиям, упомянутым в Ригведе. Мифология Ригведы. Отсутствие нарратива и проблема реконструкции сюжетов. Общая картина мира: боги, люди, асуры. Основные мифы: Индра и убийство Вритры, освобождение коров, спрятанных внутри горы, три шага Вишну, бегство Агни, похищение орлом сомы. Характеристика наиболее важных мифологических фигур: Индра, Варуна, Сома, Агни, Вишну, Ушас, Ашвины. Толкования ведийской мифологии. «Натуральная» мифология А. Макдонелла, теория трех социальных функций Ж. Дюмезиля, космогоническая теория Ф.Б.Я. Кейпера (проблема Варуны). Жанры Ригведы. Модель «среднего гимна»: восхваление бога и просьба. Ригведа и ритуал. Космогонические и «философские» гимны. Гимны загадки. Проблема «светских гимнов». Диалогические гимны. Структура Ригведы и проблема относительной хронологии. Фамильные мандалы (2-7) – древнейшая часть памятника. Первая и восьмая мандалы и их строение. Девятая мандала – собрание гимнов Соме. Десятая мандала – самые поздние гимны. Риши – создатели гимнов. Содружества и состязания. Встречающиеся в Ригведе высказывания самих риши о создании гимнов. Представление о воздействии стихотворной речи на космос. Традиция и понятие «новая песнь». Изменение ситуации в древнеиндийском обществе в связи со смещением центра культуры из долины Инда в долину Ганга (10-7 вв. до н.э.). Земледелие и оседлость. Социальное расслоение. Ранние государства с племенными названиями. Власть царей. Изменения ритуала: племенной состязательный ритуал уходит в прошлое и сменяется царским ритуалом. Брахманские школы как основа всей дальнейшей интеллектуальной традиции. Формирование собраний гимнов для использования в новом, усложнившемся ритуале. Самаведа – ее структура, состав и редакции. Деление на две книги: первая для обучения мелодиям (саман), закрепленным за определенными строфами, вторая – собрание гимнов для пения в определенные моменты жертвоприношения. Понятие «стобха». Черная и белая Яджурведа – ее структура и содержание. Основные жертвоприношения: жертвоприношения сомы, раджасуя, ашвамедха, ваджапея. Структура и датировка «Атхарваведы». Магия и религия. Заговоры черной и белой магии. Отношение к другим ведам (отличия заговора от гимна). Проблема возникновения: локализация и социальная среда (проблема вратьев). Изменения мифологии отраженные в Атхарваведе: оппозиция богов и асуров, понятая по новому, возрастание роли Рудры, появление «абстрактных божеств», появление культа змей. Народные верования отразившиеся о Атхарваведе. Домашние ритуалы. Философские гимны Атхарваведы: поиск высшего начала, появление понятия «брахман». Брахманы. Толкование шраута ритуала. Распределение брахман по ведам. Датировка брахман. Появление повествовательных текстов. Мифологические рассказы как необходимая часть объяснения ритуала: сюжет о похищении сомы в «Айтареябрахмане», сюжет о Пуруравасе и Урваши «Шатапатхе». Сказание о Шунахшепе в «Шатапатхе» и «Айтарее»; связь с обрядом раджасуя. Стиль брахман как образец архаичной прозы. Араньяки и упанишады. Появление философского диалога.
  • Тема 3. ЛИТЕРАТУРА БУДДИЙСКОГО КАНОНА.
    Общая характеристика шраманского периода и его главных фигур (Маккхали Госала, Нигантха Натапута, Будда Шакьямуни). Возникновение новых религий, противостоящих брахманизму (адживикизм, джайнизм, буддизм). Житие Будды, создание сангхи, предания о первом соборе в Раджагрихе. Структура «Типитаки». Виная-питака. Сутта-питака и ее главные части. Абхидхамма-питака. Проблема языка канона (пали). Сведения о несохранившихся канонах других школ. Литературные жанры буддийского канона. Сутта ‒ проповедь Будды с рамочным рассказом об обстоятельствах ее произнесения. Характерная структура сутты. Поэзия канона. Важны четыре сборника. «Дхаммапада» – буддийская дидактическая поэзия малой формы. «Суттанипата». Стихотворные наставления. Песни житийного содержания. Стихотворные диалоги. «Тхерагатха» и «Тхеригатха» ‒ исповедальная и агиографическая поэзия. Сочетание архаичных стихов, близких к фольклору и более поздних произведений, демонстрирующих зарождение литературного стиля и авторства. Джатаки ‒ рассказы о прошлых жизнях Будды. Сочетают стихи и прозу. (Частью канона считаются только стихи, проза рассматривается как комментарий.) Структура джатаки. История о прошлом с рамочным рассказом, повествующим о настоящем. 1) Обстоятельства рассказа. 2) Рассказ. 3) Отождествление персонажей. Отличие персонажей сутты и джатаки. Сюжетная типология джатак: истории о самопожертвовании, плутовские истории, истории о неверных женах, истории о животных и т.д. Жанровая природа джатаки: сходства и различия с басней и житием. Влияние фольклора: джатака как притча на фольклорном материале.
  • Тема 4. ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЭПОС.
    Типология мирового эпоса. Историзм эпоса. Связь эпоса и мифа. Причины возникновения эпоса и условия существования эпической традиции. Сказители. Проблема письменной фиксации. Гипотезы о возникновении эпоса в Северной Индии. Следы эпической традиции в брахманах. Бытование эпических поэм в древней и средневековой Индии. Сюжет «Махабхараты» и «Рамаяны». Деление на книги. Возможные пути сложения индийского эпоса. Вставные сказания. «Брахманское редактирование» эпоса. Пространство и время в эпосе. Сочетание в мире эпоса элементов разных эпох, от архаики до средневековья. Смешение реального (географического) и мифологического пространства. Множество миров в эпическом космосе, замена бинарной ведийской структуры мира троичной структурой. Зоны земного пространства, оппозиция город – лес. «Прекрасный» и «страшный» лес в эпосе. Ашрама. Реальное и мифологическое время в эпосе. Возраст героев. Возможные нарушения временной последовательности событий. Персонажи индийского эпоса. Характеристика главных героев. Группа Панданов (индивидуализация эпических героев). Рама и трое его братьев. Поколения героев. 1) Отдаленные предки. 2) Деды и отцы. 3) Главные герои. 4) Дети. Деление на протагонистов и антагонистов: Панданы и Кауровы, Рама и Равна. Действия героев и понятие дхармы. Жены героев. Подвижники как особая группа персонажей индийского эпоса. Тема аскетизма в эпосе. Образы эпических риши. Функция подвижников в эпическом сюжете. Мотив проклятия. Вьяса и Вальмики. Мифологические персонажи эпоса. Боги и демоны, их связи с героями. Гандхарвы и апсары. Якши. Ракшасы. Эпическая мифология. Старые ведийские боги и великие боги индуизма. Тема аватар в эпосе (Рама и Кришна).
  • Тема 5. САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА I – II ВВ.
    Создание агиографической литературы в различных школах раннего буддизма. Жанр махакавьи (придворный эпос). Проблема его генезиса. Основные черты поэтики древней махакавьи. Сведения о жизни Ашвагхоши и его несохранившихся произведениях. Махакавья Ашвагхоши «Буддхачарита» (Жизнь Будды). Структура сюжета, изменения в некоторых традиционных эпизодах жития. Особенности стиля, отличия «стиля кавья» от стиля эпоса. Описания, повествование и буддийская проповедь в поэмах Ашвагхаши. «Саундарананда» (О прекрасном Нанде). Сюжет поэмы. Стилистические отличия от «Буддхачариты». Высказывания Ашвагхоши о своем поэтическом творчестве в «Саундарананде». «Школа» Ашвагхоши: «Джатакамала» Арьяшуры и гимны Матричеты.
  • Тема 6. ЛИТЕРАТУРА ГУПТСКОГО ВРЕМЕНИ.
    Городская литература в Древней Индии. Обрамленный сборник «Панчатантра». Различные редакции и проблема реконструкции первоначального текста. Рамочные и вставные рассказы. Роль дидактической поэзии в «Панчатантре». Классификация сказочных сюжетов в «Панчатантре». Элементы фольклора и литературы. Изучение «Панчатантры» в сравнительном литературоведении (Т. Бенфей). Древние и средневековые переложения сборника на языки мира. Поэзия малых форм. «Шатакатрая» Бхартрихари. Любовная поэзия. Дидактика. Религиозная поэзия. Отсутствие настоящей лирики у Бхартрихари. Традиции древней религиозной, придворной и городской поэзии малых форм, сочетавшиеся в сборнике Бхартрихари. Текстологические проблемы, связанные со сборником. Характерные способы построения строфы у Бхартрихари. «Ртусамхара» (Собрание времен года). Проблема авторства. Близость к сезонной поэзии Бхартрихари. Антология «Саттасаи» (Семь сотен) Халы. Пракритская лирика на Декане и в Северной Индии. Персонажи и сюжеты лирической поэзии на пракрите. Проблема генезиса. Драматургия. Жанры индийского театра. Городской и придворный театр. Общая структура древнеиндийской пьесы. Роль пролога. Языки и диалекты персонажей. Стихи и проза в индийской драматургии. Традиционные персонажи. Проблема видушаки. «Натьяшастра» – древняя энциклопедия индийского театра. «Свапнавасавадатта» (о сне и Васавадатте) Бхасы и проблема тривандрумского цикла. Сведения о сказании об Удаяне (Проблема «Брихаткатха»). Структура пьесы. Система персонажей. «Мриччхакатика» (Глиняная повозка) Шудраки. Жанр древней пракараны. Сочетание в пьесе нескольких сюжетных линий. Тема судьбы в пьесе Шудраки. Городской мир пьесы. Комические персонажи Шудраки. «Малавикагнимитра» (Малавика и Агнимитра) Калидасы. Особенности драматургии, предназначенной для придворного театра. Образ Малавики. Интрига в пьесе и роль видушаки. «Викраморваши» (О мужестве и Урваши) Калидасы. Жанр натаки. Изменения внесенные в ведийский и брахманический сюжет при его драматической обработке. Сказочные элементы в пьесе. «Абхиджнянашакунтала» (О Шакунтале и примете) Калидасы. Особенности драматургии, создававшейся для городского театра. Переработка эпического сказания в пьесе. Этическая проблематика натаки. Образы Шакунталы и Душьянты. Реальное и мифологическое пространство. Различные интерпретации пьесы. Махакавья гуптского времени. «Кумарасамбхава» (Рождение Кумары) Калидасы. Изменения стилистики придворного эпоса (сравнение с Ашвагхошей). Новое построение описаний. Сюжет поэмы. Темы любви и аскетизма в поэме. «Рагхуванша» (Род Рагху) Калидасы. Династийная поэма. Концепция «истории» как смены царей. Образ идеального царя. Царский космос махакавьи. Каноническая тематика описаний. Построение царских жизнеописаний. Сюжет «Рамаяны» в поэме Калидасы. Жанр поэмы-послания. «Мегхадута» (Облако-вестник) Калидасы. Сюжет и структура поэмы. Возможные фольклорные корни. Способы изображения большого пространства. Земной и небесный миры в поэме. Тема «полетов» в произведениях Калидасы. Образ жены якши, описание женщины в разлуке. Поэзия частной жизни в творчестве Калидасы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Тестирование + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Flores, Ralph. Buddhist Scriptures As Literature: Sacred Rhetoric and the Uses of Theory. New York: State University of New York Press, 2008. Pp. 224. ISBN: 978-0-7914-7339-9, 978-0-7914-7883-7, 978-1-4356-3212-7. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3407551.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gonda, Jan. The Vision of Vedic Poets. Berlin: De Gruyter Mouton, 1963. Pp. 376. ISBN: 978-3-11-015315-6, 978-3-11-090892-3. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=936494