Магистратура
2019/2020
Интеллектуальные ресурсы преподавателя
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе)
Направление:
41.04.04. Политология
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Короткова Светлана Александровна
Прогр. обучения:
Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение дисциплины делится на две части: первая изучается в 3 модуле первого года обучения, вторая – в 1 модуле второго года обучения. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Коммуникация, образование, технологии».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Интеллектуальные ресурсы преподавателя» являются: • познакомить слушателей с принципами работы в основных базах данных; • дать представление о ресурсах библиотек, энциклопедий и справочников, новостных агрегаторов, статистических материалов; • сформировать представление о разнообразных базах научного цитирования; • привить необходимые навыки для самостоятельной исследовательской и педагогической работы.
Планируемые результаты обучения
- Студент имеет представление об информационном обществе. развитии информационных технологий, их влияние на жизнь общества. Знает о Государственной программе «Информационное общество» (2011–2020 годы). Может анализировать проблемы информационной «перенасыщенности», критически оценивать поступающую информацию.
- Имеет представление об интеллектуальных ресурсах обществ и их классификации. Уверенно ориентируется в электронных образовательных ресурсах. Умеет использовать Международный образовательный педагогический портал «Инновационное образование», Федеральный портал «Российское образование».
- Уверенно ориентируется и умеет использовать российские и зарубежные платформы и системы для он-лайн образования.
- Умеет пользоваться официальными порталами с открытыми данными – российскими и зарубежными. имеет представление о научных базах данных о социальных сетях для взаимодействия с научным сообществом. Знает о платных полнотекстовых базах данных.
- Умеет пользоваться электронными библиотечными ресурсами.
- Знать и уметь использовать основные международные базы статистических данных: UN (ООН), World Bank (Мировой банк), World Value Survey (Всемирный обзор ценностей), SIPRI (Международный институт исследования проблем мира), CIA (ЦРУ), сравнительные индексы и рейтинги.
- Знать основные наукометрические показатели публикаций. уметь использовать международные стандарты оформления библиографии.
- Уметь пользоваться агрегаторами новостных ресурсов, периодическими изданиями в интернете. Знать принципы работы Factiva, Integrum, Public.ru, Медиалогия. Уметь оценивать релевантность результатов поисковому запросу.
Содержание учебной дисциплины
- Источники информации в современном мире.Информационное общество. Виды информации и ее свойства. Развитие информационных технологий, их влияние на жизнь общества. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы). Проблема информационной «перенасыщенности» и критического осмысления поступающей информации.
- Роль интеллектуальных ресурсов в образовании.Интеллектуальные ресурсы общества: сущность, классификация. Инновационное обучение. Электронные образовательные ресурсы. Международный образовательный педагогический портал «Инновационное образование». Федеральный портал «Российское образование». Инновационные подходы к образованию в мире.
- Платформы онлайн-образования.Он-лайн образование: платформы и системы (Coursera, FutureLearn, Edx, Открытое образование). Крупнейшие российские онлайн-образовательные проекты (Вышка, Универсариум, HTML, Academy и др.). Тайм-менеджмент и мотивация для обучения онлайн.
- Открытые электронные базы данных, каталоги.Официальные порталы с открытыми данными – российские и зарубежные. Научные базы данных. Базы данных EBSCO. Социальные сети для взаимодействия с научным сообществом - ResearchGate.net, Academia.edu, LinkedIn. Платные полнотекстовые базы данных. Платный и бесплатный доступы к электронным ресурсам.
- Библиотечные ресурсы.Крупнейшая в мире сеть библиотечного контента и услуг – WorldCat. Электронные библиотечные ресурсы: EBSCO, Jstor, Proquest, Elibrary, Eastview. Подписки издательских домов. Принципы работы в различных системах. Электронная библиотека диссертаций (российских и зарубежных - dissercat). Электронные энциклопедии.
- Статистические базы банныхОсновные международные базы статистических данных: UN (ООН), World Bank (Мировой банк), World Value Survey (Всемирный обзор ценностей), SIPRI (Международный институт исследования проблем мира), CIA (ЦРУ). Федеральная служба государственной статистики. Сравнительные индексы и рейтинги.
- Базы данных научного цитирования Web of Science, Scopus, РИНЦ.Международное научное сообщество, проблемы интеграции в него отечественной науки. Основные наукометрические показатели публикаций. Международные стандарты оформления библиографии (APA, MLA, Гарвардский, Чикагский и др.). Social Sciences Citation Index (SSCI) – индекс цитирования по социальным наукам. Arts&Humanities Citation Index (A&HCI) – индекс цитирования по искусству и гуманитарным наукам.
- Агрегаторы новостных ресурсов.Средства массовой коммуникации. Периодические издания в интернете. Принципы работы Factiva, Integrum, Public.ru, Медиалогия. Проблема релевантности результатов поисковому запросу.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * домашние задания и обсуждения на семинарах + 0.5 * экзаменационное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- D. Kachan A., & Д. Качан А. (2018). Open Data: Analysis of Trends ; Открытые Данные: Анализ Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5271C977
- Scientific Research on the Issue of Soft Skills Development (Review of the Data in International Databases of Scopus, Web of Science) ; Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). (2019). https://doi.org/10.1007/s00146-017-0782-8
- Алексей Владимирович Бочаров, Виктор Моисеевич Мучник, Константин Николаевич Филькин, & Олег Владимирович Хазанов. (2017). Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной. Historical Informatics, (2), 134. https://doi.org/10.7256/2585-7797.2017.2.22915
- Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний [Электронный ресурс] / Готтхард Бехманн; пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко и др. - М.: Логос, 2010. - 248 с. - ISBN 978-5-98704-456-8.
- Браславец Л.А., Вершинин В.А., Колесникова В.В. - Техника и технология медиадизайна. Книга 2. Электронные СМИ - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 176с. - ISBN: 978–5–7567–0968–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115637
- Васильевич, Б. А., & Сергеевна, А. Н. (2019). Тенденции развития цифровой экономики на основе исследования наукометрических баз данных. Ekonomika i Upravlenie / Economics & Management, 164(6), 16–25. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-16-25
- Гухман В.Б. - Информационное общество - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 173с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100596
- Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г.Л. - Москва :Прометей, 2015. - 425 с. ISBN 978-5-7042-2542-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/557161
- Катранджиева, Т. В. (2016). Научная библиотека как информационно-образовательный центр университета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.835FC0C7
- Нестеров С. А. - БАЗЫ ДАННЫХ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 230с. - ISBN: 978-5-534-11629-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-445770
- Под ред. Елисеевой И.И. - СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-04082-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-431720
- Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д. - БАЗЫ ДАННЫХ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 420с. - ISBN: 978-5-534-07217-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-431947
- Татишвили, Т. (2014). Индексы Научного Цитирования И Базы Данных. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98E12DAC
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ad A.M. Prins, Rodrigo Costas, Thed N. van Leeuwen, & Paul F. Wouters. (2016). Using Google Scholar in research evaluation of humanities and social science programs: A comparison with Web of Science data. Research Evaluation, (3), 264. https://doi.org/10.1093/reseval/rvv049
- E. Klochkova N., & Е. Клочкова Н. (2018). Information Support of Practice of State Management in the Conditions of Formation of the Digital Economy: Russian and International Experience ; Информационное обеспечение практики государственного управления в условиях формирования цифровой экономики: российский и международный опыт. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4B7C1FC
- Kiseleva, A. V., & Киселева, А. В. (2015). Педагогические инновации при организации самостоятельной работы ; Educational innovations in self-dependent work organization. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A189660
- Korepanov, G. S. (2018). Databases of Intermediary Organizations as a Unified Source of Statistical Information ; Базы Данных Межправительственных Организаций Как Унифицированный Источник Статистической Информации ; Бази Даних Міжурядових Організацій Як Уніфіковане Джерело Статистичної Інформації. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21F10991
- Martín-Martín, A., Orduna-Malea, E., Thelwall, M., & López-Cózar, E. D. (2018). Google Scholar, Web of Science, and Scopus: a systematic comparison of citations in 252 subject categories. https://doi.org/10.1016/j.joi.2018.09.002
- Maxim Kotsemir. (2017). Публикационная Активность Российских Ученых в Ведущих Мировых Журналах (Publication Activity of Russian Researches in Leading International Scientific Journals). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5500A8F
- Атарщикова Е.Н., и др. - Инновации в образовании и науке - Русайнс - 2017 - 276с. - ISBN: 978-5-4365-1443-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922133
- БАЛЫХИН МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ, & ФЕДОРЕНКОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. (2014). Инновационное Обучение: Российские Электронные Ресурсы И Учебники. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6B19932
- Бережной В.И. - Инновации в образовании и науке. Сборник статей - Русайнс - 2018 - 459с. - ISBN: 978-5-4365-2282-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929461
- Воскресенская Н.О., Горбань А.А, Лаптева Е.В., Махаматова С.Т, Морозова О.М., Муравьева Л.А., Мурашова Е.М. и др - Образование в России и мире. Исторический опыт и перспективы развития - Русайнс - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-4365-3661-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933563
- Гетьман В.Г. под ред., Гришкина С.Н. под ред., Сиднева В.П. под ред. - Развитие учетных принципов и правил в системах национальных и международных стандартов учета и отчетности. Часть 1 - Русайнс - 2016 - 219с. - ISBN: 978-5-4365-0644-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920645
- Горшков М. К., Ключарев Г. А. - НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-08241-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nepreryvnoe-obrazovanie-v-sovremennom-kontekste-441540
- ИВАНОВА СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА. (2016). Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа (эссе). Ценности и Смыслы, (3 (43)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819853
- ИГНАТОВА АННА МИХАЙЛОВНА. (2015). Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B5CE0229
- Информационное общество и международные отношения: Учебник / Болгов Р.В., Васильева Н.А., Виноградова С.М. - СПб:СПбГУ, 2014. - 384 с.: ISBN 978-5-288-05510-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941412
- Квелидзе-кузнецова, Н., Лапина, Ю., & Морозова, С. (2012). Информационные Потоки: Как И Чем Обеспечить Образовательный Процесс? (Мастер-Класс В Библиотеке Герценовского Университета). Universum: Вестник Герценовского Университета, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15259235
- Кириллова Н. Б. (n.d.). Медиалогия Как Интегрированная Наука Информационной Эпохи И Ее Роль В Модернизации России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmedialogiya-kak-integrirovannaya-nauka-informatsionnoy-epohi-i-ee-rol-v-modernizatsii-rossii
- Краснова, Г. В., & Марков, А. А. (2018). Интернет Как Актуальная Угроза Информационной Безопасности Личности. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, (2), 102–108. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=129161562
- Кумскова И.А. - Базы данных (СПО) - КноРус - 2016 - 399с. - ISBN: 978-5-406-04521-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919609
- Макаров, В. Л., Бахтизин, А. Р., & Бурилина, М. А. (2017). Перспективы цифровизации современного общества. Ekonomika i Upravlenie / Economics & Management, 145(11), 4–7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=127291602
- МОЛОКОВСКИЙ Д.С., & НЕЗДЮРОВ А.Л. (2014). Перспективы Использования Автоматизированной Системы Мониторинга Сми И Медиа-Анализа «Медиалогия» Для Политического Прогнозирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E0FE1FA2
- Рининсланд Э., Теллер С. - Визуализация данных с помощью библиотеки D3.js 4.x - Издательство "ДМК Пресс" - 2017 - 298с. - ISBN: 978-5-97060-569-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105837
- СМОЛЯНИНОВА О.Г., & ШИЛИНА Н.Г. (2014). Анализ Возможностей И Перспектив Использования Электронного Портфолио Педагогами (По Материалам Он-Лайн Анкетирования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A629FDB9
- Стасышин В. М., Стасышина Т. Л. - БАЗЫ ДАННЫХ: ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-09888-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-tehnologii-dostupa-442342
- Урбанович, Ю. П., Ломовцева, Н. В., Urbanovich, Y. P., & Lomovtseva, N. V. (2016). Современные электронные образовательные ресурсы в образовательной практике ; Modern electronic educational resources in educational practice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.911EF26A
- Чернопятов А.М. - Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии - Русайнс - 2017 - 159с. - ISBN: 978-5-4365-1756-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929571