• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Интеллектуальные ресурсы преподавателя

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Короткова Светлана Александровна
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение дисциплины делится на две части: первая изучается в 3 модуле первого года обучения, вторая – в 1 модуле второго года обучения. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Коммуникация, образование, технологии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Интеллектуальные ресурсы преподавателя» являются: • познакомить слушателей с принципами работы в основных базах данных; • дать представление о ресурсах библиотек, энциклопедий и справочников, новостных агрегаторов, статистических материалов; • сформировать представление о разнообразных базах научного цитирования; • привить необходимые навыки для самостоятельной исследовательской и педагогической работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление об информационном обществе. развитии информационных технологий, их влияние на жизнь общества. Знает о Государственной программе «Информационное общество» (2011–2020 годы). Может анализировать проблемы информационной «перенасыщенности», критически оценивать поступающую информацию.
  • Имеет представление об интеллектуальных ресурсах обществ и их классификации. Уверенно ориентируется в электронных образовательных ресурсах. Умеет использовать Международный образовательный педагогический портал «Инновационное образование», Федеральный портал «Российское образование».
  • Уверенно ориентируется и умеет использовать российские и зарубежные платформы и системы для он-лайн образования.
  • Умеет пользоваться официальными порталами с открытыми данными – российскими и зарубежными. имеет представление о научных базах данных о социальных сетях для взаимодействия с научным сообществом. Знает о платных полнотекстовых базах данных.
  • Умеет пользоваться электронными библиотечными ресурсами.
  • Знать и уметь использовать основные международные базы статистических данных: UN (ООН), World Bank (Мировой банк), World Value Survey (Всемирный обзор ценностей), SIPRI (Международный институт исследования проблем мира), CIA (ЦРУ), сравнительные индексы и рейтинги.
  • Знать основные наукометрические показатели публикаций. уметь использовать международные стандарты оформления библиографии.
  • Уметь пользоваться агрегаторами новостных ресурсов, периодическими изданиями в интернете. Знать принципы работы Factiva, Integrum, Public.ru, Медиалогия. Уметь оценивать релевантность результатов поисковому запросу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники информации в современном мире.
    Информационное общество. Виды информации и ее свойства. Развитие информационных технологий, их влияние на жизнь общества. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы). Проблема информационной «перенасыщенности» и критического осмысления поступающей информации.
  • Роль интеллектуальных ресурсов в образовании.
    Интеллектуальные ресурсы общества: сущность, классификация. Инновационное обучение. Электронные образовательные ресурсы. Международный образовательный педагогический портал «Инновационное образование». Федеральный портал «Российское образование». Инновационные подходы к образованию в мире.
  • Платформы онлайн-образования.
    Он-лайн образование: платформы и системы (Coursera, FutureLearn, Edx, Открытое образование). Крупнейшие российские онлайн-образовательные проекты (Вышка, Универсариум, HTML, Academy и др.). Тайм-менеджмент и мотивация для обучения онлайн.
  • Открытые электронные базы данных, каталоги.
    Официальные порталы с открытыми данными – российские и зарубежные. Научные базы данных. Базы данных EBSCO. Социальные сети для взаимодействия с научным сообществом - ResearchGate.net, Academia.edu, LinkedIn. Платные полнотекстовые базы данных. Платный и бесплатный доступы к электронным ресурсам.
  • Библиотечные ресурсы.
    Крупнейшая в мире сеть библиотечного контента и услуг – WorldCat. Электронные библиотечные ресурсы: EBSCO, Jstor, Proquest, Elibrary, Eastview. Подписки издательских домов. Принципы работы в различных системах. Электронная библиотека диссертаций (российских и зарубежных - dissercat). Электронные энциклопедии.
  • Статистические базы банных
    Основные международные базы статистических данных: UN (ООН), World Bank (Мировой банк), World Value Survey (Всемирный обзор ценностей), SIPRI (Международный институт исследования проблем мира), CIA (ЦРУ). Федеральная служба государственной статистики. Сравнительные индексы и рейтинги.
  • Базы данных научного цитирования Web of Science, Scopus, РИНЦ.
    Международное научное сообщество, проблемы интеграции в него отечественной науки. Основные наукометрические показатели публикаций. Международные стандарты оформления библиографии (APA, MLA, Гарвардский, Чикагский и др.). Social Sciences Citation Index (SSCI) – индекс цитирования по социальным наукам. Arts&Humanities Citation Index (A&HCI) – индекс цитирования по искусству и гуманитарным наукам.
  • Агрегаторы новостных ресурсов.
    Средства массовой коммуникации. Периодические издания в интернете. Принципы работы Factiva, Integrum, Public.ru, Медиалогия. Проблема релевантности результатов поисковому запросу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания и обсуждения на семинарах
  • неблокирующий экзаменационное задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * домашние задания и обсуждения на семинарах + 0.5 * экзаменационное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • D. Kachan A., & Д. Качан А. (2018). Open Data: Analysis of Trends ; Открытые Данные: Анализ Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5271C977
  • Scientific Research on the Issue of Soft Skills Development (Review of the Data in International Databases of Scopus, Web of Science) ; Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). (2019). https://doi.org/10.1007/s00146-017-0782-8
  • Алексей Владимирович Бочаров, Виктор Моисеевич Мучник, Константин Николаевич Филькин, & Олег Владимирович Хазанов. (2017). Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной. Historical Informatics, (2), 134. https://doi.org/10.7256/2585-7797.2017.2.22915
  • Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний [Электронный ресурс] / Готтхард Бехманн; пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко и др. - М.: Логос, 2010. - 248 с. - ISBN 978-5-98704-456-8.
  • Браславец Л.А., Вершинин В.А., Колесникова В.В. - Техника и технология медиадизайна. Книга 2. Электронные СМИ - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 176с. - ISBN: 978–5–7567–0968–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115637
  • Васильевич, Б. А., & Сергеевна, А. Н. (2019). Тенденции развития цифровой экономики на основе исследования наукометрических баз данных. Ekonomika i Upravlenie / Economics & Management, 164(6), 16–25. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-16-25
  • Гухман В.Б. - Информационное общество - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 173с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100596
  • Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г.Л. - Москва :Прометей, 2015. - 425 с. ISBN 978-5-7042-2542-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/557161
  • Катранджиева, Т. В. (2016). Научная библиотека как информационно-образовательный центр университета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.835FC0C7
  • Нестеров С. А. - БАЗЫ ДАННЫХ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 230с. - ISBN: 978-5-534-11629-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-445770
  • Под ред. Елисеевой И.И. - СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-04082-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-431720
  • Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д. - БАЗЫ ДАННЫХ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 420с. - ISBN: 978-5-534-07217-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-431947
  • Татишвили, Т. (2014). Индексы Научного Цитирования И Базы Данных. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98E12DAC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ad A.M. Prins, Rodrigo Costas, Thed N. van Leeuwen, & Paul F. Wouters. (2016). Using Google Scholar in research evaluation of humanities and social science programs: A comparison with Web of Science data. Research Evaluation, (3), 264. https://doi.org/10.1093/reseval/rvv049
  • E. Klochkova N., & Е. Клочкова Н. (2018). Information Support of Practice of State Management in the Conditions of Formation of the Digital Economy: Russian and International Experience ; Информационное обеспечение практики государственного управления в условиях формирования цифровой экономики: российский и международный опыт. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4B7C1FC
  • Kiseleva, A. V., & Киселева, А. В. (2015). Педагогические инновации при организации самостоятельной работы ; Educational innovations in self-dependent work organization. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A189660
  • Korepanov, G. S. (2018). Databases of Intermediary Organizations as a Unified Source of Statistical Information ; Базы Данных Межправительственных Организаций Как Унифицированный Источник Статистической Информации ; Бази Даних Міжурядових Організацій Як Уніфіковане Джерело Статистичної Інформації. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21F10991
  • Martín-Martín, A., Orduna-Malea, E., Thelwall, M., & López-Cózar, E. D. (2018). Google Scholar, Web of Science, and Scopus: a systematic comparison of citations in 252 subject categories. https://doi.org/10.1016/j.joi.2018.09.002
  • Maxim Kotsemir. (2017). Публикационная Активность Российских Ученых в Ведущих Мировых Журналах (Publication Activity of Russian Researches in Leading International Scientific Journals). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5500A8F
  • Атарщикова Е.Н., и др. - Инновации в образовании и науке - Русайнс - 2017 - 276с. - ISBN: 978-5-4365-1443-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922133
  • БАЛЫХИН МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ, & ФЕДОРЕНКОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. (2014). Инновационное Обучение: Российские Электронные Ресурсы И Учебники. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6B19932
  • Бережной В.И. - Инновации в образовании и науке. Сборник статей - Русайнс - 2018 - 459с. - ISBN: 978-5-4365-2282-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929461
  • Воскресенская Н.О., Горбань А.А, Лаптева Е.В., Махаматова С.Т, Морозова О.М., Муравьева Л.А., Мурашова Е.М. и др - Образование в России и мире. Исторический опыт и перспективы развития - Русайнс - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-4365-3661-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933563
  • Гетьман В.Г. под ред., Гришкина С.Н. под ред., Сиднева В.П. под ред. - Развитие учетных принципов и правил в системах национальных и международных стандартов учета и отчетности. Часть 1 - Русайнс - 2016 - 219с. - ISBN: 978-5-4365-0644-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920645
  • Горшков М. К., Ключарев Г. А. - НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-08241-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nepreryvnoe-obrazovanie-v-sovremennom-kontekste-441540
  • ИВАНОВА СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА. (2016). Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа (эссе). Ценности и Смыслы, (3 (43)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819853
  • ИГНАТОВА АННА МИХАЙЛОВНА. (2015). Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B5CE0229
  • Информационное общество и международные отношения: Учебник / Болгов Р.В., Васильева Н.А., Виноградова С.М. - СПб:СПбГУ, 2014. - 384 с.: ISBN 978-5-288-05510-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941412
  • Квелидзе-кузнецова, Н., Лапина, Ю., & Морозова, С. (2012). Информационные Потоки: Как И Чем Обеспечить Образовательный Процесс? (Мастер-Класс В Библиотеке Герценовского Университета). Universum: Вестник Герценовского Университета, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15259235
  • Кириллова Н. Б. (n.d.). Медиалогия Как Интегрированная Наука Информационной Эпохи И Ее Роль В Модернизации России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmedialogiya-kak-integrirovannaya-nauka-informatsionnoy-epohi-i-ee-rol-v-modernizatsii-rossii
  • Краснова, Г. В., & Марков, А. А. (2018). Интернет Как Актуальная Угроза Информационной Безопасности Личности. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, (2), 102–108. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=129161562
  • Кумскова И.А. - Базы данных (СПО) - КноРус - 2016 - 399с. - ISBN: 978-5-406-04521-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919609
  • Макаров, В. Л., Бахтизин, А. Р., & Бурилина, М. А. (2017). Перспективы цифровизации современного общества. Ekonomika i Upravlenie / Economics & Management, 145(11), 4–7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=127291602
  • МОЛОКОВСКИЙ Д.С., & НЕЗДЮРОВ А.Л. (2014). Перспективы Использования Автоматизированной Системы Мониторинга Сми И Медиа-Анализа «Медиалогия» Для Политического Прогнозирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E0FE1FA2
  • Рининсланд Э., Теллер С. - Визуализация данных с помощью библиотеки D3.js 4.x - Издательство "ДМК Пресс" - 2017 - 298с. - ISBN: 978-5-97060-569-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105837
  • СМОЛЯНИНОВА О.Г., & ШИЛИНА Н.Г. (2014). Анализ Возможностей И Перспектив Использования Электронного Портфолио Педагогами (По Материалам Он-Лайн Анкетирования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A629FDB9
  • Стасышин В. М., Стасышина Т. Л. - БАЗЫ ДАННЫХ: ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-09888-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bazy-dannyh-tehnologii-dostupa-442342
  • Урбанович, Ю. П., Ломовцева, Н. В., Urbanovich, Y. P., & Lomovtseva, N. V. (2016). Современные электронные образовательные ресурсы в образовательной практике ; Modern electronic educational resources in educational practice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.911EF26A
  • Чернопятов А.М. - Наука, образование и практика: профессионально-общественная аккредитация, тьюторство, информационные технологии - Русайнс - 2017 - 159с. - ISBN: 978-5-4365-1756-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929571