• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Философия и история науки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Прикладная экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Клюкин Петр Николаевич
Прогр. обучения: Прикладная экономика
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Для магистерской программы «Экономика: исследовательская программа» (направление 38.04.01 «Экономика») настоящая дисциплина преподается в виде научно-исследовательского семинара (НИСа), для магистерской программы «Прикладная экономика» (направление 38.04.01 «Экономика») настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Основы микро- и макроэкономики; Философия; Основы социологии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и 2 компетенциями: • Способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; • Способность критически оценивать и переосмысливать опыт, накопленный экономистами прошлого; • Способность анализировать различные модели экономической реальности (как микро-, так и макроэкономические), с акцентом на их методологической значимости для соответствующего этапа развития экономической науки. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при углубленном изучении: • творческого наследия крупных экономистов (А. Маршалла, Дж.М. Кейнса, П. Самуэльсона и др.). • социологии и философии гуманитарных наук • современных школ и направлений экономической мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование экономического мышления студентов на примере достижений экономической мысли, раскрытие проблематики и внутренней логики основных направлений экономической науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: теоретические основы, основные направления и методы исследования экономической науки за основной период ее существования;
  • уметь: сравнивать подходы к изучению экономической реальности в разных парадигмах экономической мысли, выявлять сходства и различия, имеющиеся у разных направлений экономической мысли;
  • понимать: современные тенденции развития экономической науки на основе изученного историко-научного опыта;
  • овладеть: навыками вербальных характеристик изучаемых школ и направлений экономической мысли.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Другой канон» в изучении экономической реальности: от Аристотеля до меркантилистов и У. Петти
    История экономической мысли как научная дисциплина в системе современного экономического знания. Основные направления истории экономической мысли: история знания, история творчества экономистов, история науки как социального института. Аналитическая схема эволюции экономического знания. Основные экономические идеи Аристотеля и их современное значение. Экономическое знание в эпоху патристики, ранней схоластики. Фома Аквинский как экономист. Аргументы о проценте и ростовщичестве. Моральные нормы и категорические императивы. Образование национальных государств. Феномен меркантилизма и его современное звучание. Фигура У. Петти: круг интересов, метод исследования. «Политическая арифметика» как девиз новой науки.
  • Тема 2. Физиократия: современные интерпретации
    Эволюция метода Кенэ в «медицинский» период творчества (1736-1756). Три варианта «Экономической таблицы». Смитианская версия физиократии в «Богатстве народов». Интерпретация «арифметической формулы» Кенэ в «Капитале» Маркса. Неофизиократическое движение в начале XX в. Социально-философское понимание физиократии. Учение Кенэ в русле неорикардианства. «Чистый продукт» в рамках модели «затраты - выпуск» В. Леонтьева. Современное прочтение учения Кенэ в духе теории кругооборота экономики.
  • Тема 3. Зарождение экономико-математической мысли (О. Курно) ее развитие в ХІХ в.
    Экономическое и философское мировоззрение О. Курно. Создание «Математических принципов теории богатства» (1838). Закон спроса. Трактовка конкуренции и равновесия. Теория монополии. Проблема общественной выгоды. Основы философии истории Курно. Теория шансов и вероятностей. Рецепция экономико-математических построений Курно: Л. Слонимский, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В.К. Дмитриев. Значение работ Ж. Дюпюи в теории предельной полезности. История «законов Госсена». Немецкая экономико-математическая школа: И. фон Тюнен, В. Лаунгардт, Р. Ауспиц, Р. Либен.
  • Тема 4. Перспективы классического капитализма у Д. Рикардо, К. Маркса и Й. Шумпетера
    Рикардо о долгосрочной тенденции в распределении доходов: теория ренты и «зерновая модель». Пессимизм Рикардо и Т. Мальтуса. Значение «эффекта Рикардо». Воспроизводственная модель К. Маркса. Тенденции капиталистического накопления. Органическое строение капитала и закон тенденции нормы прибыли к понижению. Концепция экономических кризисов. Хозяйственный кругооборот и экономическое развитие у Й. Шумпетера. Роль предпринимателя. Сущность предпринимательской прибыли. Историческая эволюция капитализма и предпринимательства. Процесс «созидательного разрушения». Концепция «новатор - консерватор» и переход к эволюционной экономике.
  • Тема 5. Маржиналистская мысль в российской литературе (конец XIX - начало 1930-х годов)
    Становление математического метода в трудах В.К. Дмитриева и Н.Н. Шапошникова. Проблематика «органического синтеза» трудовой теории ценности и теории предельной полезности. «Трудопотребительский баланс» в модели трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова. Чаянов о некапиталистических системах хозяйства. Е.Е. Слуцкий как экономист: общая теория деятельности, праксеология, критика теории ценности О. фон Бем-Баверка. Метод статистического эксперимента в дискуссии об экономических циклах в конце 1920-х гг.
  • Тема 6. Концепции кризисов и циклов в российской экономической мысли (до начала 1930-х годов)
    Концепция Туган-Барановского: развитие теории рынка, критика «закона Сэя», периодичность промышленных кризисов. Развитие концепции диспропорциональности в раннем творчестве В. Леонтьева (1928). Концепция «перекапитализации» М. Бунятяна. Сравнение ее с неоавстрийской теорией цикла (Л. Мизес, Ф. фон Хайек). Оппоненты концепции «больших циклов» Н.Д. Кондратьева в 1920-е годы: С.А. Первушин и С. Кузнец.
  • Тема 7. Кембриджская школа: основные направления и особенности методологии
    Два крыла Кембриджской школы, ее идейное значение. Методология А. Маршалла: задачи науки, принцип «частичного равновесия». Экономическое мировоззрение А.С. Пигу. Критика маршаллианских принципов конкурентного рынка в 1920-е годы: П. Сраффа и Дж.В. Робинсон. Понятие несовершенной конкуренции. Цели и задачи «общей теории» Дж.М. Кейнса. Его интеллектуальная эволюция. Содержание и смысл «кейнсианской революции» в экономической науке. Кембриджская школа после Кейнса: критика и развитие теории капитала (Дж.В. Робинсон), моделирование экономического роста (Н. Калдор). Правое и левое посткейнсианство. М. Калецкий и Х. Мински.
  • Тема 8. П. Сраффа и дискуссия «двух Кембриджей» о капитале
    Феномен неорикардианства как научного направления: истоки, историография, структура. Возрождение классической политико-экономической традиции. Обновление понятийного аппарата. Разрешение рикардианской проблемы «неизменной меры ценности» и конструкция «стандартного товара». Редукция средств производства к датированным количествам труда. Критика неоклассического понимания капитала и производственных функций. Проблема переключения технологий и норма прибыли. Дискуссия «двух Кембриджей» с участием А. Самуэльсона (и учеников), Р. Солоу, Дж.В. Робинсон, П. Гареньяни, Л. Пазинетти и др. Формирование сраффианской школы экономической мысли.
  • Тема 9. Хозяйство в представлении немецкой экономической мысли XX в.: Вальтер Ойкен
    Богатство и многообразие немецкой экономической мысли. Ф. Лист и три поколения немецкой исторической школы. Австрийская школа и ее роль в «маржиналистской революции». Немецко-русские связи в государственном управлении и науке. Феномен В. Ойкена. Фрайбургская школа. Ордолиберализм. Понятие хозяйственного порядка. Морфология Ойкена, его понимание эволюции исторического процесса. Соотношение теоретического и эмпирического в экономическом исследовании. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, и обратно: выделяющая и обобщающая абстракции. Политика конкурентного порядка. Конституирующие и регулирующие принципы экономической политики.
  • Тема 10. Мейнстрим и гетеродоксия: эволюция взаимоотношений
    История возникновения экономического мейнстрима. Истоки неортодоксальных подходов к экономике (heterodox economic theories). Феномен «неоклассического синтеза» (послевоенный мейнстрим). Кризис кейнсианства и возникновение альтернативных направлений. Структура современной экономической теории. Характеристика основных направлений современной гетеродоксии. Гомогенизация мейнстрима. Неоклассические микрооснования макроэкономической теории. Гетерогенизация мейнстрима: поведенческая экономика, экспериментальная экономика, новый институционализм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студентов на лекционных и семинарских занятиях
    Отекущая = 0,4*Одоклад + 0,4*Оактивность + 0,2*Опосещение
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Итоговый экзамен + 0.3 * Работа студентов на лекционных и семинарских занятиях + 0.125 * Реферат + 0.075 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История экономического анализа. Т.1: ., Шумпетер, Й., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alcalde, R. (2009). Gregory CLARK, A Farewell to Alms: A Brief Economic History of the World, Princeton University Press, Princeton, NJ, 2007, xii + 420 pp. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.142803