• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Полевое исследование: методы, практики, эмоции"

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса используются следующие виды учебной работы: разбор конкретных исследовательских ситуаций в аудитории, дискуссии, работа в малых группах, встречи с исследователями-практиками. В рамках данной дисциплины предусмотрены несколько видов работы студентов: 1. Посещение занятий и участие в обсуждениях, мастер-классах, тренингах 2. Подготовка к семинарским занятиям, включая чтение текстов и выполнение домашних заданий. К разбираемым текстам желательно составлять конспект (можно в форме схемы, можно в форме текста) 3. Студентам также необходимо выступить с представлением собственного исследовательского проекта. В результате освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Полевое исследование: методы, практики, эмоции» студент приобретает компетенции: способность рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, выявлять и устанавливать закономерности, изобретать новые способы и инструменты профессиональной деятельности, анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию, организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею, обоснованно и эффективно использовать информационные технологии и программные средства для решения задач профессиональной деятельности, включая методы и средства работы с нереактивными и большими данными, учитывать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности, создавать, описывать и контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке и написании курсовой работы и магистерской диссертации
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
  • Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
  • Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Проводит собственное социологическое исследование
  • Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования
    Особенности организации работы в рамках НИСа. Особенности организации социологического исследования. Выбор темы исследования. Планирование работы на год. Структура курсовой, диссертации и все необходимые документы. Методологические основания качественного исследования. Проблемная ситуация, формулировка исследовательского вопроса. Программа исследования. Методология исследования. Определение проблемы исследования. Объект, предмет исследования. Постановка цели и задач исследования. Формулировка исследовательского вопроса. Планирование исследования. Обсуждение черновиков программы исследования
  • Тема 2. Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
    Поиск научной литературы. Оценка качества источников. Принципы академического чтения. Правила написания обзора литературы. Обсуждение библиографических списков и первого черновика обзора литературы. Обсуждение ключевых текстов по своей теме.
  • Тема 3. Сбор и обработка данных
    Метод наблюдения. Исследовательский дневник. Выход в поле, эмоции в поле. Метод интервью: биографическое интервью, гайд интервью, практика интервьюирования. Расчет выборки. Разработка инструментария. Пилотаж. Обсуждение результатов пилотажа инструментария
  • Тема 4. Анализ данных и описание эмпирических результатов
    Практикум по анализу данных. Академическое письмо. Правила написания научных текстов. Обсуждение черновиков анализа эмпирических данных
  • Тема 5. Презентация результатов научного исследования
    Правила подготовки презентации результатов научного исследования. Устная презентация результатов исследования. Тренинг по устной презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание (неблокирующий)
    1. Презентация черновика дизайна исследования (презентация), 2. Структура и обзор научной дискуссии (3-4 страницы), 3. Отчет о выходе в поле (1-2 страницы), 4. Презентация черновика анализа (5 мин.)
  • Аудиторная работа (неблокирующий)
    Участие в дискуссиях, обсуждение эмпирической части исследования, обсуждение особенностей организации научной работы
  • Экзамен (неблокирующий)
    Презентация исследовательских проектов и их защита (20 минут)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * Аудиторная работа + 0.125 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З.-ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-334-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-10789-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/prikladnaya-sociologiya-praktikum-v-ebs-431522

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г.-ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-341-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-08966-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-empiricheskoy-sociologii-433956
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И., 2009
  • Тульчинский Г. Л., Гусев С. С., Герасимов С. В. ; Под ред. Тульчинского Г.Л.-ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-233-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01178-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logika-i-teoriya-argumentacii-433310