Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Экспериментальные методы в языкознании"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе научно-исследовательского семинара "Экспериментальные методы в языкознании" студенты знакомятся с новыми достижениями в лингвистике и получают представления о том, как экспериментальные данные могут использоваться в различных областях теоретической науки о языке.
Цель освоения дисциплины
- Расширение и углубление знаний об экспериментальных исследованиях языка, знакомство с методами получения и обработки экспериментальных данных.
- Приобретение практических навыков планирования и проведения лингвистических экспериментов, анализа и интерпретации полученных результатов, чтения, осмысления и использования специальной литературы в научно-исследовательской деятельности,
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет и оценивает с точки зрения целей и потенциальных результатов основные принципы планирования экспериментального исследования.
- Объясняет теоретические предпосылки планирования исследования и методы анализа данных. Подбирает адекватный метод обработки данных для конкретного исследовательского кейса.
- Оценивает возможности и ограничения разных методов., осуществляет и объясняет выбор наиболее подходящего эксперименту метода
- Называет особенности и основные типы поведенческих оффлайновых методик. Приводит различные дискусионные вопросы и рассуждает на тему их приемлемости.
- Объясняет логику планирования эксперимента, планирует собственный эксперимент, анализирует данные.
Содержание учебной дисциплины
- Экспериментальные методы в языкознанииОбщий обзор экспериментальных методов с упором на принципы планирования экспериментального исследования.
- Поведенческие онлайновые методики.Их роль для теоретических исследований, проведение экспериментов, анализ данных.
- Нейрофизиологические методикиЭЭГ, МЭГ, фМРТ. Их особенности и ограничения, роль для теоретических исследований.
- Поведенческие оффлайновые методикиОсновные типы. Особенности. Суждения о приемлемости.
- Кейс-стадисОнлайновые и офлайновые методики
Элементы контроля
- Задание 1
- Задание2
- Задание 3
- Задание 4
- Итоговый проектПроводится в форме представления результатов работы по индивидуальному или коллективному проекту. Результаты анализа должны быть представлены в форме доклада с презентацией (20 минут) на выбранную тему из списка рекомендованных. Источники подбираются студентами самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки проекта, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Задание 1 + 0.1 * Задание 3 + 0.25 * Задание 4 + 0.25 * Задание2 + 0.3 * Итоговый проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ahlsén, E. (2006). Introduction to Neurolinguistics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229803
- Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294