• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Языковые компетенции в курсе русской литературы

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы/специализации и входит в базовую его часть. Для слушателей программы «Современная филология в преподавании литературы в школе» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех основных дисциплин направления, при написании магистерской ВКР и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины «Языковые компетенции в курсе русской словесности» – дать представление о взаимосвязи языка и литературы, о проявлениях особенностей различных языков в текстах, написанных на них, а также о языковых закономерностях, наблюдаемых в текстах.
  • Курс является вводным и не имеет пререквизитов.
  • Компетенции, полученные в рамках курса, могут применяться в будущей профессиональной деятельности, а также будут полезны при написании КР и ВКР.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Читая текст, идентифицируют языковые закономерности, отражающиеся в его структуре.
  • Могут составить лингвистическую задачу на основе найденных в тексте структурных языковых закономерностей.
  • Могут решить лингвистическую задачу на основе найденных в тексте структурных языковых закономерностей.
  • Сопоставляя переводы одного художественного текста, могут оценить их качество и доказать свою точку зрения, используя текст.
  • Решают лингвистические задачи, связанные с переводами текста.
  • Составляют лингвистические задачи, посвященные переводам художественного текста.
  • Студенты могут воспроизвести факты, иллюстрирующие отражение славянских языков в русской словесности.
  • Студенты решают лингвистические задачи по теме.
  • Студенты составляют свои лингвистические задачи по теме.
  • Студенты умеют составлять лингвистические и литературные игры на различные литературные темы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Тексты, структуры и языковые закономерности
    Тексты, имеющие жёсткую структуру. Фольклорные тексты (загадки, сказки, мифы). Виды параллелизма. Художественные тексты, имеющие языковые закономерности. Редакторские и корректорские ошибки. Лингвистические задачи на материале текстов. Изменение значений слов и отражение их в текстах. Тексты, ориентированные на форму. Мнемоники, шифры, формальные структуры.
  • Иноязычная поэзия и перевод
    Определение поэтических текстов в различных языковых культурах. Размер, рифма, аллитерация, тоны. Структура стихотворных текстов на различных языках: древнегреческая, древнеисландская, китайская, вьетнамская поэтические традиции. Перевод поэтических текстов в сравнении с переводами прозы. Проблемы буквализма. Перевод имён собственных. Особенности перевода нетривиальных текстов на примере переводов мюзиклов.
  • Славянские языки и русская словесность
    Использование текстов на славянских языках для преподавания русского языка и литературы. Анализ переводов «Евгения Онегина» на белорусский, украинский, польский и английский языки. Польские переводы стихов А.С. Пушкина как образец для работы с языковыми данными.
  • Лингвистические и литературные игры в школе
    Составление и проведение игр как пример нетрадиционного подхода к преподаванию русской словесности. Игры «Литературный маскарад», «Ледида», «Порошки», «Гугл-переводчик», «Почему не говорят», «Названия в тексте» и т.п.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. дискуссия на семинарах
    Во время подготовки и проведения дискуссии можно пользоваться любыми релевантными источникамим информации.
  • неблокирующий Created with Sketch. Устный экзамен
  • неблокирующий Created with Sketch. Письменное домашнее задание
    При подготовке домашнего задания можно пользоваться любыми релевантными источниками информации.
  • неблокирующий Created with Sketch. итоговая контрольная работа
    При написании работы можно использовать любые доступные релевантные источники информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * дискуссия на семинарах + 0.25 * итоговая контрольная работа + 0.25 * Письменное домашнее задание + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Слово о полку Игореве": Взгляд лингвиста, Зализняк А. А., 2007
  • Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). Ч.1:, Сухих, И. Н., 2017
  • Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). Ч.2:, Сухих, И. Н., 2017
  • Русский язык и литература. Литература. (Базовый уровень). Ч.1:, Сухих, И. Н., 2017