• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Экономика транспортных проектов, транспортного бизнеса и транспортного поведения

Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предоставляется студентам второго курса магистерской программы, которые обладают глубокими знаниями и практическими навыками в таких областях, как экономика транспорта и транспортная мобильность, основные из которых представлены в нескольких лекциях базового курса «Методологические основы планирования городского транспорта». В рамках дисциплины студенты получают знание о:  процессах финансирования инфраструктурных транспортных проектов городов;  эластичности спроса на транспортные услуги;  транспортной социологии и инструментах исследования поведения граждан в сфере транспорта. Рассмотрены отдельные вопросы ценообразования и тарифов на транспортные услуги, ценообразования и сметной оценки в транспортном строительстве, оценки эффективности реализации транспортных проектов, построения схем государственно-частного партнерства. Изучение этой дисциплины дает набор профессиональных знаний и навыков для подготовки и принятия эффективных управленческих решений в области развития городских транспортных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать инструменты экономического планирования в контексте развития городской транспортной системы
  • Знать основные теории и методы изучения поведения путешественников
  • Знать и уметь оценивать и прогнозировать основные характеристики спроса на транспортные услуги
  • Знать и уметь применять методы сбора данных для исследования поведения на транспорте
  • Иметь представление о процессах формирования цены на транспортные услуги, аспектах регулирования рынка транспортных услуг
  • Знать организационные и правовые основы действующей налоговой системы в отношении транспорта
  • Уметь определять стоимость строительства транспортной инфраструктуры, учитывать риски, стоимость изменения
  • Понимать механизмы организации и привлечения инвестиций через государственно-частное партнерство
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Иллюстрирует экономические и социальные последствия функционирования транспортной системы
  • Анализирует влияние разных видов транспорта на эффективность городской экономики
  • Аргументирует выбор наиболее эффективных экономических инструментов, регулирование и ограничение спроса на транспортные услуги в городе
  • Оперирует терминологическим аппаратом мобильности и транспортных исследований
  • Оценивает необходимые данные для прогнозирования поведения транспорта, обоснования инвестиций, оптимизации маршрутной сети
  • Иллюстрирует основные принципы транспортных тарифов
  • Анализирует рычаги и ключевые элементы регулирования рынка транспортных услуг
  • Анализирует текущая структура налоговых поступлений в транспортную отрасль
  • Понимает и иллюстрирует институциональные факторы, влияющие на строительство дорожной инфраструктуры
  • Анализирует роль ГЧП в существующей системе финансирования транспортной инфраструктуры в России
  • Оценивает и обосновывает эффективность транспортных проектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы транспортной экономики
    Лекция. Роль транспортной системы в экономике города и ее роль в решении социально-экономических проблем. Транспортные услуги, их особенности и сегменты. Экономические характеристики и особенности городских транспортных систем. Инструменты экономического планирования развития городской транспортной системы. Технико-экономическое обоснование развития городской транспортной инфраструктуры. Оценка экономической целесообразности транспортного проекта на основе анализа затрат и выгод. Источники и методы финансирования содержания и строительства транспортных объектов в границах городского округа. Влияние разных видов транспорта на эффективность городской экономики. Семинар. Экономические и социальные последствия функционирования транспортной системы (время в пути, доступность для общественного транспорта, усталость, дорожно-транспортные происшествия, заторы, изменение стоимости недвижимости и коммерческой недвижимости, тарифная политика городских властей). Внедрение проекта. Самостоятельная работа подразумевает посещение выбранного транспортного проекта.
  • Спрос на транспортные услуги
    Лекция. Тенденции востребованности транспортных услуг в городах. Факторы спроса (транспортно-географические характеристики, кластеры потребителей с точки зрения доходов и цен, приемлемый сервис, параметры транспортных услуг по скорости связи, гарантийное время в пути, качество перевозок). Новые функции, связанные с разработкой пользовательских IT-инструментов. Экономические инструменты, регулирование и ограничение спроса на транспортные услуги в городе. Семинар. Оценка транспортных услуг требует эластичности. Обсуждение проекта Самостоятельная работа предполагает анализ тематических исследований.
  • Методологические основы изучения транспортного поведения
    Семинар. Концептуальное определение мобильности. «Менеджмент» перспективы исследования. Подходы к изучению человеческого движения и их эволюции. Использование результатов в планировании деятельности. «Поворот к мобильности» в социологической теории. Концепция мобильности. «Мобильные методы». «Академический» подход исследования транспортного поведения. Анализ случаев. Самостоятельная работа предполагает изучение основных подходов к движению человека.
  • Сбор и анализ данных
    Лекция. Классификация методов сбора данных в исследовании транспортного поведения. Опрос, статистические записи, автоматический контроль. Большое количество данных. Количественные и качественные подходы. Специфическое использование результатов транспортных исследований. Прогнозирование поведения транспорта, обоснование инвестиций, оптимизация маршрутной сети. Семинар. Классическая 4-х ступенчатая транспортная модель. Самостоятельная работа включает сбор данных о передвижениях на основе дневника транспортного средства и GPS-навигатора и сравнение результатов для проекта платных дорог.
  • Ценообразование и тариф на транспортные услуги
    Семинар. Основные принципы транспортных тарифов. Формирование цен на транспортные услуги в зависимости от степени конкуренции на транспортном рынке. Ценообразование в частном секторе. Максимизация прибыли. Ценовая дискриминация. Реализация ценовой политики. Тарифная ловушка. Самостоятельная работа предполагает оптимизацию тарифного меню для проекта перевозки.
  • Механизмы финансирования транспортной инфраструктуры
    Лекция. Экономическое содержание и необходимость финансирования строительства автомобиля. Использование транспортной инфраструктуры: оптимальная цена, максимизация социального обеспечения. Формирование цены поездки. Ценообразование по предельной стоимости. Статическое и динамическое ценообразование. Ценообразование заторов. Влияние ценообразования на доступ к рынку. Регулирование рынка транспортных услуг. Инструменты государственного регулирования рынка транспортных услуг. Среда. Безопасность. Конкуренция в системе общественного транспорта. Конкурентная политика: требования и свободный доступ. Структура государственных инвестиций в транспортную систему: основные налоговые источники и механизмы финансирования дорожного строительства («Дорожное ценообразование»). Развитие теоретических исследований в области налогообложения. Идеи Пигу, Уильям Викри, Рувим Джейкоб Смид. Анализ мирового опыта применения налоговых инструментов на практике. Семинар. Обсуждение конкретного применения налоговых инструментов на практике, в частности, специфического для национальной системы финансирования автомобильных дорог. Разработка финансовой модели для транспортного проекта. Самостоятельная работа предполагает изучение различных проектов финансирования транспортной инфраструктуры.
  • Налоговые источники дорожного строительства в России
    Семинар. Эволюция налоговых источников финансирования строительства и содержания дорог в Российской Федерации. Текущая структура налоговых поступлений. Анализ изменений налогового статуса источников финансирования и дорожных фондов. Организационно-правовые основы действующих налогов и сборов, связанных с приобретением и техническим обслуживанием транспортных средств. Обсуждение транспортных проектов. Самостоятельная работа предполагает анализ перспектив развития дорожного ценообразования в России.
  • Ценообразование и установление тарифов в дорожном строительстве
    Лекция. Определение стоимости проектов строительства дорожной инфраструктуры. Ориентировочная структура затрат на строительство автомобильных дорог в России. Сравнительный анализ подходов к формированию стоимости дорожного строительства в зарубежных странах. Институциональные факторы, влияющие на строительство дорожной инфраструктуры: подготовка участка и резервирование земельных участков; подготовка проектной документации; согласование процедур оформления проектной документации и получение разрешения на строительство; система проведения торгов и контрактов; механизмы экспертного и гражданского контроля. Семинар. Обсуждение возможных факторов снижения затрат на строительство и эксплуатацию объектов (например, использование ресурсосберегающих технологий и материалов, новая стандартизация и регулирование процесса строительства, использование новых форм договорных отношений, использование инновационных методов в дизайн). Самостоятельная работа предполагает расчет стоимости строительства проекта ЛРТ, дальнейшую разработку финансовой модели.
  • Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в России: современное состояние и основные проблемы
    Лекция. Современное состояние транспортной инфраструктуры в России, основные задачи ее развития. Роль ГЧП в существующей системе финансирования транспортной инфраструктуры в России. Развитие рынка ГЧП в России - 10 лет прогресса (например, дороги). Формы государственно-частного партнерства, используемые в мировой практике. Нормативное регулирование ГЧП. Подходы к оценке эффективности развития транспортной инфраструктуры через ГЧП в мире. Особенности привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры. Анализ наиболее подходящих организационных форм ГЧП для развития транспортной инфраструктуры в современных российских условиях. Оценка выгод от реализации проектов на основе жизненного цикла договоров. Описание основных механизмов формирования доходной базы проектов ГЧП (оплата за доступность, гарантия минимального возврата, прямой сбор платежей). Общие инструменты анализа и источники финансирования проектов. Создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие городов и агломераций транспортной инфраструктуры. Семинар. Преимущества и недостатки ГЧП. Проблемы реализации ГЧП при финансировании системы транспортной инфраструктуры и основные направления их решения. Разработка организационной модели транспортного проекта. Самостоятельная работа предполагает выбор оптимальной организационной формы ГЧП для проекта.
  • Оценка эффективности транспортных проектов
    Лекция. Описание механизма распространения эффектов строительства и модернизации транспортной инфраструктуры в социально-экономических показателях развития городов, регионов и агломераций. Методологические основы оценки влияния параметров сети на дороги Основные показатели социально-экономического развития: лучшие мировые практики (США, Европейский Союз, Великобритания) и российские реалии. Экономические модели для априорной / апостериорной оценки воздействия строительных проектов. Реконструкция дорог как драйвер социально-экономического развития. Семинар. Эффекты инвестиций в транспортную инфраструктуру: агломерация, инвестиции, социальные. Структура параметров и критериев отбора эффективных инфраструктурных проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Активность на семинарах
    Оценивается работа на семинарах, а также качество решения транспортных задач, которые студенты делают в аудитории
  • неблокирующий Created with Sketch. Групповой проект
    Групповая работа. Технико-экономическое обоснование, вкл. Финансовая модель должна быть разработана для выбранного транспортного проекта в черте города. Например. транспортных проектов: линия LRT, платная дорога, вокзал.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hammadi, S., & Ksouri, M. (2014). Multimodal Transport Systems. London, U.K.: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=675731
  • M. Blinkin, E. Koncheva (eds.) Transport Systems of Russian Cities: Ongoing Transformations. Springer, 2016.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Institut für Mobilitätsforschung. (2013). Megacity Mobility Culture : How Cities Move on in a Diverse World. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=565374
  • Weiner, E. (2013). Urban Transportation Planning in the United States : History, Policy, and Practice (Vol. 4th ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=528256