Бакалавриат
2020/2021




Оценка стоимости компании
Статус:
Курс по выбору (Фондовый рынок и инвестиции)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Открытые программы в области финансов и учета
Где читается:
Открытые программы в области финансов и учета
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны овладеть знаниями макроэкономики, микроэкономики, теоретических основ финансов, методов исследования экономических процессов, финансового анализа, бухгалтерского учета. В свою очередь, изучение курса «Оценка стоимости компании» позволит глубже понять современные механизмы финансового управления бизнесом, выбирать способ реструктуризации бизнеса, разбираться в специфике слияний и поглощений, умело управлять собственностью, в том числе, с целью оптимизации налогообложения компаний, разрабатывать программы управления финансовыми ресурсами в перспективе.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины Оценка стоимости компании сформировать систему знаний о принципах и методах оценки стоимости компании и управления стоимостью современной компании, включая ознакомление слушателей с основами оценочной деятельности в России и за рубежом, обучение методологическим основам, принципам оценки стоимости компаний, освоение современного категориально-понятийного аппарата, формирование умения чтения отчета об оценке и применение результатов оценочной деятельности для решения профессиональных задач в условиях российского рынка.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать: основные принципы оценки бизнеса и видов стоимости; методики построения модели дисконтированных денежных потоков, алгоритмов затратного и сравнительного подходов; современные методы управления стоимостью компании; различия в стратегиях управления стоимостью при сделках IPO, слияниях и поглощениях компании; тактики управления стоимостью компании; алгоритмы расчета полной стоимости бизнеса с учетом различных факторов.
- Студент должен уметь (приобретаемые навыки): выбирать подходы и методы оценки; рассчитывать значение ставки дисконтирования; осуществлять расчет чистых активов; - рассчитывать текущую стоимость будущих денежных потоков бизнеса; учитывать все необходимые факторы и выводить итоговую величину стоимости бизнеса; - оценивать эффективность компании, выявлять основные факторы стоимости и формировать стратегию управления стоимостью.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОЦЕНКУ СТОИМОСТИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСАОсновные характеристики бизнеса как объекта оценки. Необходимость оценки стоимости предприятия в рыночной экономике. Цели и задачи оценки бизнеса. Проблемы и тенденции развития оценочной деятельности в международной практике. Предмет и метод изучения дисциплины. Логика дисциплины. Понятие оценки рыночной стоимости и сфера ее применения в современной экономике. Оценка компаний на растущих рынкахкапитала. Необходимость и возможность стоимостной оценки в российских условиях. Аутсайдерская и инсайдерская оценка стоимости. Объекты и субъекты стоимостной оценки. Имущественный комплекс предприятия и бизнес как объекты оценки. Влияние специфических характеристик оцениваемого объекта на процесс оценки. Жизненный цикл компании, его стадии и влияние на оценку бизнеса. Виды стоимости, используемые в оценке. Факторы, влияющие на стоимость предприятия и его имущества. Единство и противоположность рыночной стоимости и рыночной цены. Взаимосвязь целей оценки, видов стоимости, объектов оценки. Принципы оценки бизнеса. Принцип действующей компании. Принцип множественности методов оценки. Принцип доходности. Принцип изменчивости. Подходы к оценке бизнеса: доходный, сравнительный и затратный.
- Тема 2. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИСодержание понятий «собственный капитал», «акционерный капитал», «инвестированный капитал», «Enterprisevalue», «капитализация», используемых в процессе оценки бизнеса. Понятие основной операционной деятельности, операционных и неоперационных (непрофильных, нефункциональных) активов. Основные этапы оценки бизнеса. Сущность доходного подхода. Теория DCF. Рыночная стоимость предприятия как сумма текущих стоимостей в прогнозный и постпрогнозный периоды. Экономическое содержание метода дисконтированного денежного потока (ДДП), условия применения, положительные и отрицательные характеристики. Основные этапы расчета рыночной стоимости бизнеса в рамках метода ДДП. Анализ и корректировка финансовых отчетов. Подходы с использованием текущих ретроспективных данных. Общая характеристика сравнительного подхода. Методы сравнительного подхода. Базовый алгоритм сравнительного подхода. Требование к информации о компании для применения сравнительного подхода.
- Тема 3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ: ДИСКОНТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ И КАПИТАЛИЗАЦИЯОсновные составляющие доходного подхода. Понятие денежного потока. Виды и модели расчета денежного потока. Прогнозирование будущих доходов. Определение и выбор модели DCF. Выбор длительности прогнозного периода. Анализ темпов роста производства денежного потока. Прогнозирование эффективности деятельности предприятия. Особенности прогнозирования потока денежных средств на растущих рынках капитала. Особенности расчета текущей стоимости денежных потоков в прогнозный и постпрогнозный периоды. Стоимость в остаточный период. Методы оценки стоимости бизнеса в постпрогнозный период. Модель Гордона. Долгосрочные темпы роста денежных потоков. Заключительные поправки и выведение итоговой стоимости бизнеса в рамках метода дисконтирования денежных потоков. Анализ информационных источников для проведения расчетов в рамках метода дисконтированных денежных потоков. Экономическое содержание метода. Капитализация дохода. Выбор базы капитализации: прибыль, дивиденды, денежный поток. Методы определения капитализируемого дохода: метод средних величин и трендовый метод. Выбор временного периода. Основные этапы. Капитализация дохода. Коэффициент (ставка) капитализации. Понятие и методы расчета. Границы применения метода капитализации.
- Тема 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ: УЧЕТ РИСКАДисконтирование в доходном подходе. Стоимость капитала. Ставка дисконта. Оценка риска. Понятие и определение ставки дисконтирования. Экономическое содержание безрисковой ставки доходности. Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Метод кумулятивного построения. Модель оценки капитальных активов (САРМ). Методы расчета коэффициента бета. Модель арбитражного ценообразования. Сравнительная характеристика моделей расчета ставки дисконтирования. Особенности определения ставки дисконтирования на растущих рынках капитала. Критерии выбора и специфика применения в условиях России. Соотношение между ставкой капитализации и ставкой дисконтирования.
- Тема 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ: МУЛЬТИПЛИКАТОРЫОсновные составляющие сравнительного подхода. Данные по сопоставимым единицам. Критерии выбора компаний – аналогов: сходство отраслей и продукции, объем производства, фазы экономического развития, структура капитала, финансовая и производственная стратегии, финансовые показатели. Финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости. Выбор и вычисление ценовых мультипликаторов. Мультипликатор Цена/Прибыль. Факторы, влияющие на мультипликатор. Зависимость мультипликатора от отрасли /экономики. Соотношение мультипликатора Цена/Прибыль и ожидаемых темпов роста. Мультипликатор Цена/Выручка. Применение мультипликаторов Цена/Выручка в оценке стоимости бизнеса. Использование мультипликаторов дохода для оценки .Анализ корреляционной зависимости между величиной мультипликатора и финансовым коэффициентом. Мультипликатор Цена/Балансовая стоимость чистых активов для холдинговых компаний. Мультипликаторы, рассчитанные на основе капитализации компании и стоимости инвестированного капитала. Особенности расчета. Использование мультипликаторов для принятия инвестиционного решения. Метод рынка капитала. Сфера применения. Определение базы для сравнения. Анализ информационных источников. Промежуток времени, подлежащий анализу. Методы выбора величины мультипликатора по аналогам. Преимущества и ограничения метода. Метод сделок. Анализ информационных источников. Сопоставимость сделок. Размер выборки. Основные этапы метода. Достоинства и недостатки.
- Тема 6. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ: ЧИСТЫЕ АКТИВЫ И ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬЭкономическое содержание метода чистых активов. Условия применения метода. Достоинства и недостатки. Основные этапы. Подготовка финансовой отчетности компании для оценки затратным подходом. Особенности оценки внеоборотных активов предприятия. Экономический износ при оценке имущественного комплекса предприятия: экономическое содержание и методы расчета. Проблема обесценения. Оценка товарно-материальных запасов. Товарно-материальные запасы и их классификация. Методы их оценки. Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность и ее классификация. Методы оценки. Оценка финансовых активов. Финансовые активы и их классификация. Источники информации. Оценка долговых ценных бумаг: облигаций, векселей. Оценка долевых ценных бумаг: обыкновенных и привилегированных акций. Расчет стоимости компании методом чистых активов.
- Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ: ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ И РЕАЛЬНЫЕ ОПЦИОНЫСтратегическое управление компанией. Понятие бизнес- и конкурентной стратегии. История появления и развитие концепции управления стоимостью компании (VBM, ValueBasedManagement). Понятие стейкхолдеров. Современные теории управления стоимостью: подходы Дамодарана, Раппопорта, Коупленда, Уолша, Скотта, Егерева, Мордашева. Факторы, влияющие на стоимость компании: анализ внешних и внутренних факторов. Методы анализа. PEST-анализ, анализ отрасли, анализ пяти сил Портера, SWOT-анализ. Принципы управления стоимостью. Дерево факторов стоимости. Оценка стоимости бизнеса на основе экономической прибыли. Экономическое содержание концепции экономической прибыли и этапы ее становления. Сфера применения концепции экономической прибыли. Источники экономической прибыли. Бухгалтерская и экономическая модели определения величины экономической прибыли. Необходимые коррекции к данным отчетности для выявления величины экономической прибыли.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.5 * Практическая задача
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Принципы корпоративных финансов, Брейли, Р., 2010
- Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-6190-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/387855
Рекомендуемая дополнительная литература
- Инвестиционная оценка : инструменты и методы оценки любых активов, Дамодаран, А., 2010
- Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + cd : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 411 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5135-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/384566