Бакалавриат
2020/2021
Бизнес-планирование
Статус:
Курс обязательный (Экономика и управление компанией)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина Бизнес-планирование относится к дисциплинам по выбору объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. Дисциплина Бизнес-планирование тесно связана с такими дисциплинами, как Бухгалтерский учет, Аудит, Анализ финансовой отчетности, Налоги и налогообложение, Социально-экономическая статистика, Теория вероятностей и математическая статистика, Финансовая математика, Микроэкономика, Макроэкономика, Стратегический менеджмент, Инвестиционный анализ. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при выполнении курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса Бизнес-планирование является не просто показать возможность сформировать систему рыночного планирования, но также дать методику формирования и рассмотреть современные технологии. Данный курс призван дать совокупность знаний для организации бизнес-планирования в условиях современного развития России. Задачи изучения дисциплины Бизнес-планирование: - формирования теоретических знаний и практических умений, составляющих теоретическую основу бизнес-планирования; - формирования знаний тенденций и разновидностей процессов бизнес-планирования; - привития практических навыков реализации процессов бизнес-планирования; - формирования представлений об особенностях отечественных процессов бизнес-планирования, опыте лучших отечественных и зарубежных менеджеров. В результате освоения дисциплины студент должен: знать - теоретические основы современного бизнес-планирования; - терминологию, используемую в планировании; - основные виды и типы бизнес-планов; - методы и технологии планирования. уметь - самостоятельно сформировать структуру план инвестиционного проекта; - самостоятельно сформировать бизнес-план с учетом всех необходимых разделов.
Планируемые результаты обучения
- Знать: теоретические основы современного бизнес-планирования; терминологию, используемую в планировании; основные виды и типы бизнес-планов; методы и технологии планирования
- Уметь: самостоятельно сформировать структуру план инвестиционного проекта; самостоятельно сформировать бизнес-план с учетом всех необходимых разделов
- Владеть методикой бизнес-планирования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Планирование как элемент экономической политики предприятий и организаций.Роль, место и значение планирования в управлении предприятием (организацией). Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Сущность и структура объектов планирования на предприятии (в организации). Возможность и необходимость планирования в условиях рынка. Предмет планирования. Система планирования на предприятии. Формы планирования и типы бизнес-планов. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Организация внутрифирменного планирования. Планирование для реализации внешних целей.
- Тема 2. Стратегическое планирование на предприятии.Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации. Развитие стратегического планирования .Структура стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в России. Преимущества и недостатки стратегического планирования. Анализ внешней и внутренней среды организации. Учет состояния и изменения факторов макро и микро среды в планировании.
- Тема 3. Планирование создания, реорганизации и ликвидации бизнеса.Жизненный цикл бизнеса, продукции, бренда. Планирование жизненного цикла. Планирование создания организации. Планирование трансформации бизнеса. Планирование реструктуризации организаций. Планирование реформирования организаций. Планирование финансового оздоровления организаций. Планирование ликвидации организации. Определение миссии и целей организации.
- Тема 4. Инвестиционное планирование.Понятие и сущность инвестиций и инвестиционного процесса. Капитальные вложения. Понятие инвестиционного климата. Порядок и методика составления инвестиционного бизнес-плана. Структура и особенность составления инвестиционного бизнес-плана. Структура и особенность бизнес-плана для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств. Методика оценки инвестиционных проектов.
- Тема 5. Внутрифирменное планирование.Понятие и система внутрифирменного планирования. Пределы планирования. Проблемы организации внутрифирменного планирования. Организация внутрифирменного планирования. Планирование продаж. Цели и задачи планирования продаж. Исследование конъюнктуры рынка. Планирование ассортимента продукции. Жизненный цикл продукции: методы планирования продаж. Жизненный цикл брендов, товарной марки. Планирование новой продукции. Планирование ценообразования.
- Тема 6. Финансовый план.Содержание и значение финансового плана. Методика разработки финансового плана. Анализ финансового состояния. Планирование доходов и поступлений средств. Планирование расходов и отчислений. Планирование бюджета. Управление бюджетированием. Использование информационных систем в финансовом планировании. Налоговое планирование. Ситуационный метод налогового планирования. Налоговый календарь. Параметры налогового поля организации. Методы планирования.
- Тема 7. Планирование технического и организационного научно-технического развития предприятия.Планирование и финансирование научно-технического развития организации. Технология и методика планирования. Экономическое планирование. Нормативная база планирования.Нормы и нормативы. Определение норматива по переменным издержкам. Классификация норм и нормативов. Формирование нормативной базы.
- Тема 8. Содержание основных разделов бизнес-плана.Внешние и внутренние факторы, влияющие на функционирование фирмы. Бизнес-план и его роль в инновационном менеджменте. Типы бизнес-планов. Резюме проекта. Анализ и оценка рынка сбыта. Стратегия маркетинга. Ценовая политика фирмы. Основные этапы и методы ценообразования. Сбытовая политика фирмы, средства стимулирования сбыта.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Письменное контрольное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильева Л.С. - Оценка бизнеса - КноРус - 2016 - 668с. - ISBN: 978-5-406-04775-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918511
- Принципы корпоративных финансов, Брейли, Р., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лимитовский, М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках : учебно-практическое пособие / М. А. Лимитовский. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2011. — 486 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-0857-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/339142