• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Лидерство и командообразование

Статус: Курс по выбору (Экономика и управление компанией)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины Лидерство и командообразование состоит в том, чтобы познакомить студентов с современными представлениями о лидерстве и командообразовании и создать условия для развития управленческих компетенций в области управления человеческими ресурсами. В объединенном учебном плане образовательной программы подготовки бакалавра настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Социология - Психология - Организационное поведение - Управление человеческими ресурсами Для освоения учебной дисциплины слушателям необходимо: - Знать основные понятия психологии управления; - Понимать возможности использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук в управлении человеческими ресурсами организации; - Владеть основами этики бизнеса. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при прохождении практики, в проектной деятельности и в групповой работе в аудиторные часы по всем дисциплинам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины Лидерство и командообразование состоит в том, чтобы познакомить студентов с современными представлениями о лидерстве и командообразовании и создать условия для развития управленческих компетенций в области управления человеческими ресурсами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: современные концепции эффективного лидерства; - основы командообразования; условия результативности команды в организации; технологии анализа индивидуальной и групповой работы; технологии группового принятия решений
  • Знает: условия формирования авторитета лидера; - условия эффективности коммуникации; содержание коммуникативной компетентности менеджера, претендующего на роль лидера
  • Умеет: анализировать текущие коммуникативные процессы делового взаимодействия; использовать в своих публичных выступлениях личные местоимения («Я, мы –сообщения»); организовывать работу группы; давать обратную связь в деловом взаимодействии;
  • Умеет: выявлять стадию командообразования; проводить дискуссии; позиционировать конструктивность в деловом взаимодействии; повышать эффективность деловых коммуникаций группы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема I. Лидерство в современной организации
    1.1.Новая парадигма лидерства. Отличительные особенности лидерства и менеджмента. 1.2. Дискуссия «Можно ли стать лидером?» 1.3.Модели построения отношений в организации. Упражнение «Определение преобладающих отношений в организации». 1.4. Ресурсы власти в организации. Упражнение «Самодиагностика». 1.5. Конструктивное лидерство. 1.6. Лидерство и коммуникации. Деловая игра «Роли в коммуникации». 1.7. Законы коммуникаций. Упражнение: «Я-сообщение». 1.8. Сущность лидерства по Э.Шейну. 1.9.Самообучающаяся организация. 1.10. Лидер – первый среди равных. 1.11. Деловая игра «Организуй дискуссию»
  • Тема 2. Развитие лидерских качеств
    2.1. Модель стратегического мышления. 2.2. Психологические аспекты влияния и противодействия влиянию. 2.3. Эмоциональное лидерство. Дискуссия «Когда я раздражен, должен ли сообщить о причине?» 2.4. Коммуникативная компетентность лидера. Позиционирование конструктивности. 2.5. Управление присвоением знаний. 2.6. Саморегуляция и самоменеджмент. Упражнение «Опережающий имидж» 2.7. Наблюдательность и анализ. Деловая игра «Внутренний клиент организации» 2.8. Личные и организационные ценности и цели. 2.9. Лидер-вдохновитель. Упражнение «Вдохновление» 2.10. Отношение ко времени и его использованию. 2.11. Здоровье лидера.
  • Тема 3. Команда: условия возникновения, принципы работы, этапы жизнедеятельности.
    3.1. Доктрина командного менеджмента. 3.2. Условия возникновения команды. Принципы работы команды. 3.3. Рациональный состав команды: численность, роли. Деловая игра «Роли команды». Социально-психологическая структура команды. 3.4. Условия осуществления командной работы. 3.5. Индивидуальные и групповые цели и ценности. Упражнение «Общая цель». 3.6. Этапы командообразования и жизнедеятельности команды. Упражнение «Диагностика группы». 3.7. Дискуссия «Средняя оценка группы наиболее приближена к реальному положению дел, не так ли?». 3.8. Динамические процессы, протекающие в развивающейся группе. Упражнение «Наблюдатель»
  • Тема 4. Возможности и риски командообразования в современной организации
    4.1. Дискуссия «Всегда ли команда эффективна?» 4.2. Риски командообразования в организации: нерентабельность, повышение конфликтности, операционный риск и т.д. 4.3. Риск ценностного конфликта. Упражнение «Ценности» 4.4 Позиция команды и ее лидера по отношению к организации. 4.5. Основные законы результативности команды. Выбор структуры обязанностей в команде.(по В.Тарасенко)
  • Тема 5. Технологии управления командообразованием
    5.1. Феномены взаимовлияния. 5.2. Условия формирования атмосферы доверия. Дискуссия «Проигрывает ли доверяющий?» 5.3. Использование феноменов групповой жизнедеятельности для управления командообразованием. Упражнение «Особенности группового мышления». 5.4. Организация и координация работы команды. Планирование. Контроль. 5.5. Психологический портрет командного игрока. 5.6. Тренинг командообразования. Деловая игра «Строим башню». 5.7. Виды тимбилдинга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Публичного выступления по одной из тем курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Публичного выступления по одной из тем курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Селезнева, Е. В. Лидерство : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4361-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/381980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Технологии командообразования : учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., 2008