Бакалавриат
2020/2021




Лидерство и командообразование
Статус:
Курс по выбору (Экономика и управление компанией)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Открытые программы в области финансов и учета
Где читается:
Открытые программы в области финансов и учета
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Цель дисциплины Лидерство и командообразование состоит в том, чтобы познакомить студентов с современными представлениями о лидерстве и командообразовании и создать условия для развития управленческих компетенций в области управления человеческими ресурсами. В объединенном учебном плане образовательной программы подготовки бакалавра настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Социология - Психология - Организационное поведение - Управление человеческими ресурсами Для освоения учебной дисциплины слушателям необходимо: - Знать основные понятия психологии управления; - Понимать возможности использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук в управлении человеческими ресурсами организации; - Владеть основами этики бизнеса. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при прохождении практики, в проектной деятельности и в групповой работе в аудиторные часы по всем дисциплинам.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины Лидерство и командообразование состоит в том, чтобы познакомить студентов с современными представлениями о лидерстве и командообразовании и создать условия для развития управленческих компетенций в области управления человеческими ресурсами.
Планируемые результаты обучения
- Знает: современные концепции эффективного лидерства; - основы командообразования; условия результативности команды в организации; технологии анализа индивидуальной и групповой работы; технологии группового принятия решений
- Знает: условия формирования авторитета лидера; - условия эффективности коммуникации; содержание коммуникативной компетентности менеджера, претендующего на роль лидера
- Умеет: анализировать текущие коммуникативные процессы делового взаимодействия; использовать в своих публичных выступлениях личные местоимения («Я, мы –сообщения»); организовывать работу группы; давать обратную связь в деловом взаимодействии;
- Умеет: выявлять стадию командообразования; проводить дискуссии; позиционировать конструктивность в деловом взаимодействии; повышать эффективность деловых коммуникаций группы
Содержание учебной дисциплины
- Тема I. Лидерство в современной организации1.1.Новая парадигма лидерства. Отличительные особенности лидерства и менеджмента. 1.2. Дискуссия «Можно ли стать лидером?» 1.3.Модели построения отношений в организации. Упражнение «Определение преобладающих отношений в организации». 1.4. Ресурсы власти в организации. Упражнение «Самодиагностика». 1.5. Конструктивное лидерство. 1.6. Лидерство и коммуникации. Деловая игра «Роли в коммуникации». 1.7. Законы коммуникаций. Упражнение: «Я-сообщение». 1.8. Сущность лидерства по Э.Шейну. 1.9.Самообучающаяся организация. 1.10. Лидер – первый среди равных. 1.11. Деловая игра «Организуй дискуссию»
- Тема 2. Развитие лидерских качеств2.1. Модель стратегического мышления. 2.2. Психологические аспекты влияния и противодействия влиянию. 2.3. Эмоциональное лидерство. Дискуссия «Когда я раздражен, должен ли сообщить о причине?» 2.4. Коммуникативная компетентность лидера. Позиционирование конструктивности. 2.5. Управление присвоением знаний. 2.6. Саморегуляция и самоменеджмент. Упражнение «Опережающий имидж» 2.7. Наблюдательность и анализ. Деловая игра «Внутренний клиент организации» 2.8. Личные и организационные ценности и цели. 2.9. Лидер-вдохновитель. Упражнение «Вдохновление» 2.10. Отношение ко времени и его использованию. 2.11. Здоровье лидера.
- Тема 3. Команда: условия возникновения, принципы работы, этапы жизнедеятельности.3.1. Доктрина командного менеджмента. 3.2. Условия возникновения команды. Принципы работы команды. 3.3. Рациональный состав команды: численность, роли. Деловая игра «Роли команды». Социально-психологическая структура команды. 3.4. Условия осуществления командной работы. 3.5. Индивидуальные и групповые цели и ценности. Упражнение «Общая цель». 3.6. Этапы командообразования и жизнедеятельности команды. Упражнение «Диагностика группы». 3.7. Дискуссия «Средняя оценка группы наиболее приближена к реальному положению дел, не так ли?». 3.8. Динамические процессы, протекающие в развивающейся группе. Упражнение «Наблюдатель»
- Тема 4. Возможности и риски командообразования в современной организации4.1. Дискуссия «Всегда ли команда эффективна?» 4.2. Риски командообразования в организации: нерентабельность, повышение конфликтности, операционный риск и т.д. 4.3. Риск ценностного конфликта. Упражнение «Ценности» 4.4 Позиция команды и ее лидера по отношению к организации. 4.5. Основные законы результативности команды. Выбор структуры обязанностей в команде.(по В.Тарасенко)
- Тема 5. Технологии управления командообразованием5.1. Феномены взаимовлияния. 5.2. Условия формирования атмосферы доверия. Дискуссия «Проигрывает ли доверяющий?» 5.3. Использование феноменов групповой жизнедеятельности для управления командообразованием. Упражнение «Особенности группового мышления». 5.4. Организация и координация работы команды. Планирование. Контроль. 5.5. Психологический портрет командного игрока. 5.6. Тренинг командообразования. Деловая игра «Строим башню». 5.7. Виды тимбилдинга.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Публичного выступления по одной из тем курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Селезнева, Е. В. Лидерство : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4361-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/381980
Рекомендуемая дополнительная литература
- Технологии командообразования : учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., 2008