• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Стратегический менеджмент» способствует формированию системы знаний в области основ стратегического менеджмента, соответствующих компетенций, позволяющих успешно работать в отделах стратегического развития, аналитических, управленческих службах компаний различных сфер бизнеса. В рамках курса студенты изучают и практически осваивают инструменты стратегического менеджмента, что подготовит их к самостоятельным разработкам стратегических программ развития компании. В процессе изучения положений стратегического менеджмента студенты в группах на реальных кейсах отрабатывают модели принятия стратегических решений. Самостоятельная работа студентов, в рамках тематических разделов, предполагает изучение допол-нительных теоретических материалов. Программа курса «Стратегический менеджмент» разработана с учетом подготовки студента к решению задач в профессиональной деятельности, таких как: разработка и реализация корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.); сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; поиск и оценка новых рыночных возможностей и формирование бизнес-идеи. Настоящая дисциплина относится к базовым дисциплинам профессионального цикла объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Микроэкономика, - Менеджмент, - Макроэкономика, - Маркетинг, - Теория организации, - Управление персоналом. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы менеджмента, принципы формирования финансовой отчетности, подходы к формированию организационной структуры коммерческой организации. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Стратегическое управление бизнес-процессами, - Операционные решения: финансово-экономические модели, - Инвестиционный анализ, - Бизнес-планирование, - Разработка и принятие управленческих решений, - Инновационный менеджмент.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Стратегический менеджмент является формирование системы знаний в области основ стратегического менеджмента, соответствующих компетенций, позволяющих успешно работать в отделах стратегического развития, аналитических, управленческих службах компаний различных сфер бизнеса. В рамках дисциплины студенты изучают и практически осваивают инструменты стратегического менеджмента, что подготовит их к самостоятельным разработкам стратегических программ развития компании. В процессе изучения положений стратегического менеджмента студенты в группах на реальных кейсах отрабатывают модели принятия стратегических решений. Самостоятельная работа студентов, в рамках тематических разделов, предполагает изучение дополнительных теоретических материалов. В результате освоения дисциплины студент: - представляет связь между стратегическими решениями и организационными изменениями; - знает отличие стратегических решений от тактических и оперативных; - способен к анализу данных, восприятию слабоструктурированной информации. - оценивает условия и факторы, влияющие на сопротивления изменениям. - понимает как декомпозируются стратегические решения в план организационных изменений. - готов проводить анализ деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации и определять ее соответствие стратегии корпоративного уровня.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает отличие стратегических решений от тактических и оперативных, роль и место функциональных стратегий в системе стратегического менеджмента, знает условия и может применять классические модели конкурентного анализа
  • умеет анализировать данные, информацию, разрабатывать рекомендации по приведению в соответствие стратегии управления человеческими ресурсами со стратегиями корпоративного и бизнес уровня
  • способен применять классические модели конкурентного анализа фирмы для проведения анализа внешней и внутренней среды фирмы, использовать инструментарий, разработанный в теории и практике стратегического менеджмента
  • владеет навыками проведения анализа деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации, использования инструментов стратегического менеджмента для определения возможностей и угроз во внешней среде, способен разрабатывать комплекс мероприятий, необходимых для реализации маркетинговой стратегии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Стратегический менеджмент в системе менеджмента организации
    Этапы становления стратегического менеджмента. Предпосылки появления стратегического уровня управления в организации. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Задачи стратегического менеджмента.
  • Тема 2. Современная модель стратегического менеджмента. Этапы стратегического процесса.
    Современная модель стратегического менеджмента. Основные понятия. Параметры правильной стратегии. Иерархия стратегий в организации. Основные этапы стратегического процесса. Бизнес модель организации и связь ее со стратегией.
  • Тема 3. Стратегические ориентиры: видение, миссия, организационные ценности, стратегические цели, стратегическое намерение.
    Место стратегических ориентиров в системе стратегического менеджмента. Формирование стратегического организационных ценностей, видения, миссии, стратегического намерения и целевых показателей. Принципы формирования стратегических ориентиров. Связь стратегических ориентиров с интересами стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Матрица Мэнделоу. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Тема 4. Внешняя среда организации: определение возможностей и угроз.
    Внешняя среда: макро и микро уровень. Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Ключевые факторы успеха. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли.
  • Тема 5. Конкурентоспособность компании, выявление сильных и слабых сторон.
    Методы анализа внутренней среды фирмы. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Методика разработки конкурентного преимущества. Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ.
  • Тема 6. Корпоративные стратегии компании.
    Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, сохранения существующей позиции и сокращения. Риски и недостатки эталонных стратегий. Устойчивость и гибкость стратегии.
  • Тема 7. Базовые стратегии конкуренции.
    Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего в середине». Конкурентные стратегии Ф. Коттлера.
  • Тема 8. Портфельный анализ диверсифицированной компании.
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сбалансированный портфель.
  • Тема 9. Выбор стратегических альтернатив.
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции.
  • Тема 10. Реализация стратегии: управление организационными изменениями.
    Этапы реализации стратегии. Модель Дж. Коттера. Причины сопротивлений изменениям. Организационная структура как объект изменений. Стратегический контролинг. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.18 * Активность + 0.42 * Домашние задания + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-002298-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/352139