• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Визуальная история естественных наук

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Дроздова Дарья Николаевна, Земенков Владислав Игоревич, Иванова Юлия Владимировна, Соколов Павел Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Опираясь на обширный корпус иконографического материала, от помпейских фресок до везалиевой «Фабрики человеческого тела», от средневековой миниатюры до гравюр Фредерика Рёйша, авторы курса покажут, как визуализация медицинского и физического знания формировала представления о происхождении и устройстве мира и строении человеческого тела, о генезисе заболеваний и формах терапии, о статусе и границах медицинского экспертного знания. Специальное внимание будет уделяться проникновению визуальных образов в массовое воображаемое европейских народов и влиянию их на генезис паранаучных медицинских и космологических представлений (различные формы «народной медицины», фундаменталистский креационизм и т.д.), от античности до современности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с визуальными формами представления естественнонаучного – медицинского, физического, космологического, - знания в искусстве и других визуальных практиках (костюме, игре, театрализованных гражданских ритуалах)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные формы и жанры репрезентации естественнонаучного знания в античности.
  • Знает основные стратегии визуального отображения научных представлений в иконографии раннего Нового времени.
  • Знает способы и стратегии использования визуальной метафорики в романтической натурфилософии
  • Знает функции визуальных практик в естественных науках времен господства позитивизма.
  • Знает формы отображения эйнштейновского поворота в визуальных практиках начала XX в. Знает основные направления и стили репрезентации научно-технических достижений XX в., важнейшие имена в разных областях искусства (литература, документальное и художественное кино, фотография), связанные с визуальным оформлением научно-технического прогресса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Макрокосм и микрокосм в античной и средневековой иконографии.
    Наиболее ранние примеры медицинских иллюстраций (IV или III вв. до н.э.): схематические фигуры, использовавшиеся Александрийскими анатомами. «Долгая история» пятичастного анатомического цикла: от Эллинистического Востока через Византию и Персию на Латинский Запад. Иконография зодиакального человека (мелатезия). Иллюстрации к «Хирургии» Роджера Фругарди: изображения флеботомии и каутеризации и их дидактическая роль. Лапидарии и трактаты о травах, ранняя рецепция арабских и еврейских алхимических текстов на Латинском Западе
  • Тема 2. Визуальная история Научной революции.
    «Новая наука», гуманистические жанры и визуализация знания: иллюстрации к лекциям Галилео Галилея о «Божественной комедии» Данте. Иконография анатомических театров в эпоху Ренессанса и барокко: между vanitas и аутописией. История анатомического атласа от 4 Везалия до Фредерика Рейша. Анатомия в иконографии на христианские сюжеты. Пародийные образы врача и медицинского искусства: Ян ван Стеен. Портреты медицинских гильдий в живописи Нидерландов Золотого века. Гербарии и атласы насекомых в контексте эволюции медицинского знания XVI – XVII вв. Топография медицинского сада: от сада Минервы в Салерно до ботанического сада в Падуе. Иконография космологических мотивов в жанре physica sacra: от Яна Амоса Коменского до Якоба Шойхцера и Димитрия Кантемира. Пространство и его освоение в науке и изобразительных искусствах Нового времени: живописная и геометрическая преспектива, изображения земного и небесного пространства, географические карты. Изображение Космоса и изображение небесных тел в эпоху Научной революции. Астрономические открытия Галилео Галилея и их влияния на иконографию. Геометритизация простраства, мир как репрезентация и trompe l'oeil. Изображения как научный результат: наблюдения при помощи телескопа и микроскопа и их визуальное представление в научном тексте. Графики и чертежи как средства научной аргументации. Роль Леонарда Эйлера в развитии визуальной репрезентации научного суждения.
  • Тема 3. Визуальный аргумент в (пре)романтической натурфилософии.
    Медицина в английском искусстве от Хогарта до Рональдсона. Географические атласы эпохи Гете: Adolf Stieler, Hand-Atlas über alle Theile der Erde, Heinrich Berhaus, Physikalischer Atlas и др. Опыты Луиджи Гальвани: «оживление трупа». Теория Франца Месмера и изображения магнетических сеансов. «Первая» и «вторая» волны месмеризма. Идея музея природных объектов и ее трансформации от XVII до XX вв.
  • Тема 4. Роль визуального аргумента в эпоху господства позитивизма.
    Становление научного факта и представлений о научной объективности. Дискуссии о роли визуализации в физике: сторонники и противники визуальных схем, их аргументы (на примере реакции Дж. Томсона на работы Дж. Максвелла). История электричества от Франклина и Гальвани до теории квантовой электродинамики. Феномен «элекрического спектакля». Электричество в практиках репрезентации власти в последние десятилетия XIX в. «Электрические феи», «эстетика электричества», электричество как элемент парадного и сценического костюма. Графические биографии крупнейших фигур в истории медицины (Пастер, Кох, Ливингстон и др.) в XIX – XX. Вакцинация в визуальной пропаганде. Основные технические изобретения XIX в. и способы их репрезентации. Эволюция визуальной репрезентации человеческого тела и его функций на протяжении Нового времени, согласно Л. Флеку («Возникновение и развитие научного факта», 1935). Рождение и развитие научно-фантастической литературы на протяжении XIX в.: от «Франкенштейна» Мэри Шелли до романов Жюля Верна и Герберта Уэллса. Элементы научного знания и вымысла в фантастической литературе. Образы научного знания прошлого и будущего. Образы ученых, цели научного знания, этика науки и политические мотивы в научной фантастике. Эдиционные практики XIX в. и научная фантастика: особенности рекламы фантастических произведений на книжном рынке, способы иллюстрирования этих произведений. 5 Возникновение политехнических музеев и принципы собирания и экспонирования их коллекций
  • Тема 5. «Смена парадигмы» в естественных науках и ее отражение в визуальных практиках
    Основные научные открытия XX в. и роль визуализаций в них: формула Планка и создание квантовой механики, объяснение природы света, теория относительности А. Эйнштейна, теория Большого взрыва и реликтовое излучение, голография. Отражение научных открытий XX в. в истории фотографии и роль фотографии в совершении научных открытий и их популяризации («фотографии черных дыр»). Фотографические техники репрезентации научных открытий. Основные достижения медицины XX века (открытие антибиотиков, группы крови и переливание, трансплантация органов, использование стволовых клеток, инсулин, искусственное оплодотворение, клонирование, и др.) и их этическое осмысление. Визуальные техники популяризации и пропаганды этих открытий. Роль кинематографа в репрезентации научных достижений и в просвещении широких масс. Первые фильмы об анатомии животных и человека: демонстрация физиологических процессов и медицинских манипуляций в «реальном» времени. Первые научно-фантастические фильмы. Анализ репрезентации техники и способов создания образов людей науки в фильмах Жоржа Мельеса («Механический мясник», 1895; «Начинающий рентгенолог», 1897; «Путешествие на Луну», 1902; «Невероятное путешествие», 1904). «Смена парадигмы» в немом фантастическом кино: экранизации Дж. Сирл-Доули («Франкенштейн», 1910), «Остров ужаса» (1912, по роману «Остров доктора Моро» Г. Уэллса). История фантастического кино XX в. от неоготики до стимпанка: стили репрезентации научных достижений. Скрещение социальной проблематики антиутопий с этическим осмыслением открытий в различных областях естественных наук. Полет человека в космос и его отображение в фотографии и документальном кино разных стран. Трансформация в восприятии пространства в связи с проникновением человека в космос. Осмысление этой трансформации в кинематографе, искусстве фотографии и в живописи. Развитие жанра «мокьюментари». Анализ фильма «Первые на Луне». Возникновение музеев техники и технических изобретений. Идеологии их создателей, эстетика музейного пространства и ее трансформации на протяжении XX в
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Презентация на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинаре + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менье Л., Оксёнов И. А. ; Пер. Оксёнов И. А. - ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 320с. - ISBN: 978-5-534-07076-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mediciny-442234

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636
  • Поликарпов В.С., Поликарпова Е.В. - История науки и техники: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-8114-3408-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115519