• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в дискурсивный анализ

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дискурс это реализация коммуникативных функций языка во всем разнообразии их проявлений. Практически все гуманитарные и социальные науки в том или ином виде используют дискурсивный анализ, так как большинство видов человеческой деятельности осуществляется посредством дискурсивных взаимодействий. Особенно важно то, что все виды прикладной коммуникации – информационное сопровождение проектов, реклама, связи с общественностью, менеджмент коммуникаций, имиджеология и др. имеют дискурсивную базу. Поэтому изучение структуры дискурса и умение его анализировать абсолютно необходимы для тех, кто намерен специализироваться в этих профессиях. В еще большей степени умение анализировать дискурс важно при кросс-культурных взаимодействиях и, в первую очередь, при изучении и преподавании иностранных языков. Интерпретация дискурса тесно связана с прагматикой. Прагматические знания описываются как лингвокультурные модели, то есть культурно-специфичные виды знаний о мире и правилах взаимодействия людей. В рамках данного курса нас особенно будут интересовать лингвокультурные модели, определяющие стратегии коммуникации в медийном пространстве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в дискурсивный анализ» является ознакомление студентов с основными принципами изучения дискурса в лингвистической и не-лингвистической перспективах.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • В результате освоения раздела студент должен знать: классические и постмодернистские определения дискурса;
  • В результате освоения раздела студент должен знать: основные дискурсивные классификации и жанры; основные теории дискурса как лингвистического и социокультурного феномена
  • В результате освоения раздела студент должен уметь: выделять и описывать схемы основных дискурсивных жанров; описывать различные типы дискурсов; использовать полученные знания для анализа различных образцов дискурса
  • В результате освоения раздела студент должен владеть: навыками социокультурного анализа дискурса; навыками нарративного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивные и коммуникативные аспекты дискурсивных практик.
    Широкое и узкое понимание терминов «культура» и «коммуникация». Язык и языки. Деятельностный и антропоцентрический подходы. Первичность лингвистического подхода. Транзакционная и интеракционная модели коммуникации. Коммуникация как интерпретационная деятельность
  • Понятие дискурса и дискурсивный анализ
    Основные элементы модели дискурса (говорящий, адресат, текст, база знаний и т.п.). Порожде-ние vs. понимание. Коммуникативные намерения и коммуникативные акты. Типы иллокуций. Роль когнитивной системы в дискурсе. Роль знаний в дискурсе. Типы имплицитных знаний. Динамический и статический аспект
  • Локальная структура дискурса
    Понятие контекста. Дискурсивные модусы): вербальные и невербальные; письменные и устные. Дискурсивные контексты и жанры. языка. Локальная структура дискурса. Понятие ЭДЕ. Критерии выделения ЭДЕ. Типы ЭДЕ. Когнитивные и лингвистические характеристики ЭДЕ.
  • Глобальная структура дискурса.
    Индивидуальный опыт и баланс общего и частного. Роль различных типов знаний в формировании общего пространства для создания и интерпретации дискурса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий проект
  • неблокирующий электронный тест на знание основных понятий, терминов и концепций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * домашние задания + 0.3 * проект + 0.2 * электронный тест на знание основных понятий, терминов и концепций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tannen, Deborah, et al. The Handbook of Discourse Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1895501.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • De Fina, A., & Georgakopoulou, A. (2015). The Handbook of Narrative Analysis. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1060324
  • De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935